Сайт о культуре и искусстве

Советская культура 1917-1929 гг

Другое » Культура России советского и постсоветского периода » Советская культура 1917-1929 гг

Страница 3

Показательный признак бурной культурной и общественной жизни 20-х гг. – творческие дискуссии. Так, в 1924 г. предметом обсуждения стал формальный метод в искусстве. Средством массового распространения идей и мнений были новые журналы, и в последующем игравшие заметную роль в общественно-политической и художественной жизни страны («Новый мир», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда» и др.).

Становление новой культуры происходило в атмосфере возросшей художественной активности, напряженных творческих и эстетических исканий. Наиболее интенсивно развивалась литература, еще сохранявшая многообразие школ, течений, группировок, унаследовавших творческий потенциал искусства Серебряного века. Среди большого количества произведений, созданных в это время, оказалось немало шедевров, составивших славу русской советской литературы. Их авторы – Е.И. Замятин, М.А. Булгаков, М. Горький, М.М. Зощенко, А.П. Платонов, М.А. Шолохов, С.А. Есенин, Н.А. Клюев, Б.Л. Пастернак, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, В.В. Маяковский, М.И. Цветаева и другие мастера слова – искали новые пути и формы творческого самовыражения, продолжая при этом развивать лучшие традиции высокой русской культуры.

Литература 20-х гг. характеризуется большим жанровым разнообразием и тематическим богатством. В прозе наибольшего расцвета достигли жанры повести, рассказа, очерка. Ярко проявили себя в малых жанрах И.Э. Бабель («Конармия»), М.А. Шолохов («Донские рассказы»), П. Платонов и др. Над романами-эпопеями работали М. Горький («Жизнь Клима Самгина»), М.А. Шолохов («Тихий Дон»), А.Н. Толстой («Хождение по мукам»), М.А. Булгаков («Белая гвардия»). Особой популярностью в этот период пользовалась поэзия; шла острая борьба новаторских объединений и их лидеров.

В 20-е гг. действовали многочисленные литературные объединения и группировки: «Серапионовы братья», «Кузница», «Перевал», ЛЕФ, РАПП и др. Заявили о себе прежние и новые модернистские течения: конструктивисты, акмеисты, футуристы, кубофутуристы, имажинисты, обэриуты.

К концу второго десятилетия на передний край литературного процесса выдвинулись талантливые молодые писатели Л.М. Леонов, М.М. Зощенко, Э.Г. Багрицкий, Б.Л. Пастернак, И.Э. Бабель, Ю.К. Олеша, B.П. Катаев, Н.А. Заболоцкий, А.А. Фадеев. Создавали свои знаменитые произведения М.А. Булгаков («Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дни Турбиных», «Бег») и А.П. Платонов («Котлован», «Чевенгур»).

Переживала взлет драматургия. Театр как демократичный вид художественного творчества не столько служил целям политической агитации и классовой борьбы, сколько своими особыми средствами высвечивал жизненные и социально-психологические проблемы эпохи, препарировал сложные человеческие взаимоотношения и, главное, смело экспериментировал в сфере передового искусства, находил новые формы доверительного общения актеров со зрителями.

В первое послереволюционное десятилетие, несмотря на регламентации деятельности этого вида искусства органами управления культурой (в первую очередь, в отношении репертуара) театральная жизнь оставалась динамичной и разнообразной. Самым ярким явлением русской театральной жизни продолжал оставаться МХАТ (Московский художественный академический театр), во главе которого стояли основоположники русской театральной режиссуры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Этот особенно любимый публикой театр и после революции (с несколько измененным названием) сохранял верность реалистическим традициям, гуманистическим идеям, требованиям высокого профессионального мастерства.

Из студии МХАТа вышел выдающийся театральный режиссер Е.Б. Вахтангов, для творчества которого были характерны идея служения театра высоким и эстетическим идеалам, острое чувство современности, оригинальная сценическая форма. С именем Вахтангова связано ярчайшее событие в театральной жизни той поры – постановка пьесы «Принцесса Турандот» К. Гоцци в феврале 1922 г.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Готические витражи Франции
Во Франции искусство Готического витража представлено в следующих соборах: в Лана, в Шартре, в Реймсе, в Эвре, в Суассоне и в Бурже. Особенное внимание будет уделено Собору в Шартре(Рис. 8). Известно, что для создания витражей в соборе Ш ...

Ментальные основы и характерные черты западноевропейской средневековой культуры
Духовной основой средневековья, отразившейся на всех сферах жизни, стало христианство. Оно обусловило главную особенность средневековой культуры – теоцентризм. Система официальных ценностей в эту эпоху определялась верой в триединого Бога ...

Ковбойский стиль
Как антитеза Карибскому стилю, стилю национальных меньшинств, как в Америке, так и в Великобритании, существовал так называемый «ковбойский» или «вест», фактически воплощавший в себе Американскую Мечту, мечту белых переселенцев, настрой и ...