Сайт о культуре и искусстве

Советская культура 1917-1929 гг

Другое » Культура России советского и постсоветского периода » Советская культура 1917-1929 гг

Страница 4

Академическим, традиционным театрам (МХАТу и БДТ) противостояли так называемые «левые» театры, выступавшие с требованием «театрального Октября», разрушения старого искусства и создания нового, революционного. Политическим и эстетическим манифестом «левого» искусства стала пьеса Маяковского «Мистерия-буфф», поставленная В.Э. Мейерхольдом в ноябре 1918 г. По мнению ряда театроведов, эта пьеса положила начало советской драматургии.

Следует заметить, что и в период «военного коммунизма», и в период НЭПа всем театрам предписывалось сверху ставить пьесы на революционную тематику.

В изобразительном искусстве 20-х гг., так же, как в литературе, сосуществовали самые разные направления и группировки со своими платформами, манифестами, системами выразительных средств. Многие течения взаимодействовали между собой, объединялись и вновь расходились, делились, распадались. В 1922 г., как бы продолжая идейные и эстетические традиции оставшегося в прошлом Товарищества передвижных художественных выставок, была создана Ассоциация художников революционной России (АХРР). В 1928 г. она преобразовалась в Ассоциацию художников революции (АХР) и заняла доминирующие позиции в художественной жизни.

В 1925 г. появилась группа Общество художников-станковистов (ОСТ), члены которой выступили против беспредметного искусства, противопоставив ему обновленную реалистическую живопись. Различных по своим художественным идеям и методам художников объединяли альтернативные общества «Московские живописцы» и «Четыре искусства». Среди известных мастеров новых творческих союзов можно назвать А.В. Лентулова, И.И. Машкова, И.Э. Грабаря, А.В. Куприна, П.П. Кончаловского, М.С. Сарьяна, Р.Р. Фалька.

Данный период был временем соперничества двух основных направлений в развитии искусства: реализма и модернизма. В целом же наблюдалось заметное влияние русского авангарда на культурную жизнь страны. В живописи различные модернистские установки были свойственны творчеству К.С. Малевича, М.З. Шагала, В.В. Кандинского. В музыке как яркие экспериментаторы заявили о себе С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. В театре новые методы драматического искусства создавали Е.Б. Вахтангов, Вс.Э. Мейерхольд; в кино творцами новаций по праву считаются С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин. Стилевое разнообразие – примета того времени.

Страницы: 1 2 3 4 

Рекомендуем также:

Литература российского символизма
Российский символизм воспринял от западного многие философские и эстетические установки (в значительной мере преломив их через учение B.C. Соловьёва о «душе мира»), однако обрёл национальное и социальное своеобразие, связанное с обществ, ...

Аллегория обоняния
Рядом с Дамой снова появляется служанка, которая может олицетворять сознание. Дама плетет венок из цветов, но не наслаждается их ароматом — их нюхает обезьянка, сидящая в корзине слева от Дамы. Обезьянка наводит нас на мысль о Ханумане, п ...

Украшательство мебели
О высоком уровне мебельного искусства уже в эпоху Древнего царства говорят находки в потайной усыпальнице царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса. Здесь были найдены балдахин, ложе-кровать, паланкин, два кресла с подлокотниками и ларь, б ...