Устное народное творчество и литература
Во второй половине XIX в. белорусская литература по-прежнему развивалась в неблагоприятных условиях. Более того, после подавления царскими войсками восстания 1863–1864 гг. положение демократической интеллигенции еще более ухудшилось. Многое из творческого наследия видных белорусских литераторов было утеряно, в том числе некоторые произведения В. Дунина-Марцинкевича, Ф. Богушевича, П. Багрима.
Оставались популярными анонимные «гутарки», обыгрывавшие проблемы, связанные с отменой крепостного права, затрагивавшие тяжелое положение крестьян, издевательства царских чиновников над простыми людьми.
Независимым мыслителем и публицистом, революционным демократом, казненным за участие в Польском восстании 1863–1864 гг., был Кастусь Калиновский (1838–1864) – автор «Лiсты з-пад шыбенiцы» и стихотворения «Марыська чарнаброва, галубка мая». В листовках и публикациях в газете «Мужыцкая прауда» он просто и доступно объяснял грабительский характер реформы 1861 г., призывал крестьян к борьбе за землю и волю, за человеческие права. Калиновский верил, что белорусский народ станет свободным.
Последовательным заступником крестьян и всех трудящихся, истинным гуманистом-демократом был и Франциск Богушевич (1840–1900) – писатель, поэт, публицист, переводчик, участник восстания 1863–1864 гг. Он страстно защищал свой народ, белорусский язык, родной край. В предисловии к первому сборнику «Дудка беларуская» (Краков, 1891) Богушевич говорил о достоинствах и необходимости сохранения белорусского языка, настаивая на его равенстве с другими языками и призывал белорусов беречь свое национально-культурное богатство.
Наследие Ф. Богушевича весьма разнообразно. Он творил в разных жанрах, и в каждом из них писатель достиг впечатляющих результатов. Свидетельством тому поэма «Кепска будзе», публицистический монолог «Мая дудка», басня «Воук i авечка», стихотворение «У астрозе». В условиях жестких цензурных ограничений писатель не мог публиковаться на родине, поэтому делал это в Польше под псевдонимами. Так, сборник «Смык беларускi» вышел в Познани (1894). Его сборник «Скрыпачка беларуская» утерян. Произведения Богушевича звали к действию, приближающему независимое будущее белорусского народа, пробуждали национальные чувства, заставляли задуматься о судьбах родины. По существу, он стал первым в Беларуси литератором, полностью перешедшим на позиции критического реализма.
Последователями Ф. Богушевича стали поэты-демократы Я. Лучина (1851–1897) и А. Гуринович (1869–1894).
Янка Лучина (Иван Неслуховский) писал на белорусском, русском, польском языках. Уже после смерти поэта был издан сборник белорусских стихотворений «Вязанка» (Санкт-Петербург, 1903). Особенно впечатляет его стихотворение «Роднай старонке», проникнутое любовью к родине, своему народу, верой в его национально-культурное возрождение.
Адам Гуринович считал, что литература должна пробуждать в людях мысли о лучшей доле. Он верил в счастливое будущее Беларуси, утверждал, что обязательно придут лучшие времена. Вслед за Богушевичем и Лучиной поэт укреплял в белорусской литературе позиции реализма и народности.
Прославил отечественную культуру прекрасный белорусский поэт, талантливый переводчик, критик и историк литературы Максим Богданович (1891–1917), автор поэм «Максiм и Магдалена», сборника «Вянок», лирико-патриотических стихотворений «Слуцкiя ткачыхi», «Пагоня», «Зорка Венера», ряда переводов классиков мировой поэзии, а также ярких философско-публицистических работ.
Творчество М. Богдановича проникнуто пафосом социального освобождения и национального самоопределения белорусов, идеями равенства, братства, демократии и гуманизма. Он продемонстрировал глубокое знание истории белорусов и белорусской государственности, развил и обогатил принципы народности и историзма в новой белорусской литературе. Его несомненная заслуга состоит и в том, что он дал систематизированный и комплексный обзор истории белорусской литературы, в целом отечественной культуры от XII до начала XX в. во взаимосвязи с общеславянским и общеевропейским историко-культурным процессом. Богданович поставил и наметил решение ряда методологических вопросов научной историографии, высказал идею о закономерной дифференциации национальных культур и государств. Поэт, обладавший широким гуманитарным кругозором, интересовался проблемами этнической консолидации и национального самоопределения белорусского народа, взаимоотношениями католической, православной и униатской церквей в истории Беларуси. В брошюре «Беларускае адраджэнне» (1915) он объективно отразил тенденции и этапы национально-культурного Возрождения в Беларуси в XIX – начале XX в. Все это свидетельствует об особой роли М. Богдановича в истории белорусской и мировой литературы, передовой общественно-гуманитарной мысли.
Рекомендуем также:
Ансамбль Лувра
Парижский Лувр сегодня является одним из старейших и, пожалуй, самым богатым музеем мира. Правда, музеем он стал чуть более ста лет назад, а до этого сложный комплекс дворцовых зданий пережил немало преобразований, нередко драматических. ...
Символизм танца
Танец возник как форма существования и движения символов, которая соединяет в человеке субъективно-личное начало и одновременно отвечает его стремлению к целостности, объединению и единству. На заре человеческой культуры танец составляет ...
Типы праздников, их классификация. Праздники Великобритании и США
«Праздники – это такие замечательные дни, в которые, в соответствии с той или иной традицией, например народной или религиозной, принято проводить время весело, устраивая вечеринки с застольями, торжественные церемонии. Одним словом – выд ...