Сайт о культуре и искусстве

Устное народное творчество и литература

Другое » Культура Беларуси в XIX – начале XX в » Устное народное творчество и литература

Страница 3

Во второй половине XIX в. белорусская литература по-прежнему развивалась в неблагоприятных условиях. Более того, после подавления царскими войсками восстания 1863–1864 гг. положение демократической интеллигенции еще более ухудшилось. Многое из творческого наследия видных белорусских литераторов было утеряно, в том числе некоторые произведения В. Дунина-Марцинкевича, Ф. Богушевича, П. Багрима.

Оставались популярными анонимные «гутарки», обыгрывавшие проблемы, связанные с отменой крепостного права, затрагивавшие тяжелое положение крестьян, издевательства царских чиновников над простыми людьми.

Независимым мыслителем и публицистом, революционным демократом, казненным за участие в Польском восстании 1863–1864 гг., был Кастусь Калиновский (1838–1864) – автор «Лiсты з-пад шыбенiцы» и стихотворения «Марыська чарнаброва, галубка мая». В листовках и публикациях в газете «Мужыцкая прауда» он просто и доступно объяснял грабительский характер реформы 1861 г., призывал крестьян к борьбе за землю и волю, за человеческие права. Калиновский верил, что белорусский народ станет свободным.

Последовательным заступником крестьян и всех трудящихся, истинным гуманистом-демократом был и Франциск Богушевич (1840–1900) – писатель, поэт, публицист, переводчик, участник восстания 1863–1864 гг. Он страстно защищал свой народ, белорусский язык, родной край. В предисловии к первому сборнику «Дудка беларуская» (Краков, 1891) Богушевич говорил о достоинствах и необходимости сохранения белорусского языка, настаивая на его равенстве с другими языками и призывал белорусов беречь свое национально-культурное богатство.

Наследие Ф. Богушевича весьма разнообразно. Он творил в разных жанрах, и в каждом из них писатель достиг впечатляющих результатов. Свидетельством тому поэма «Кепска будзе», публицистический монолог «Мая дудка», басня «Воук i авечка», стихотворение «У астрозе». В условиях жестких цензурных ограничений писатель не мог публиковаться на родине, поэтому делал это в Польше под псевдонимами. Так, сборник «Смык беларускi» вышел в Познани (1894). Его сборник «Скрыпачка беларуская» утерян. Произведения Богушевича звали к действию, приближающему независимое будущее белорусского народа, пробуждали национальные чувства, заставляли задуматься о судьбах родины. По существу, он стал первым в Беларуси литератором, полностью перешедшим на позиции критического реализма.

Последователями Ф. Богушевича стали поэты-демократы Я. Лучина (1851–1897) и А. Гуринович (1869–1894).

Янка Лучина (Иван Неслуховский) писал на белорусском, русском, польском языках. Уже после смерти поэта был издан сборник белорусских стихотворений «Вязанка» (Санкт-Петербург, 1903). Особенно впечатляет его стихотворение «Роднай старонке», проникнутое любовью к родине, своему народу, верой в его национально-культурное возрождение.

Адам Гуринович считал, что литература должна пробуждать в людях мысли о лучшей доле. Он верил в счастливое будущее Беларуси, утверждал, что обязательно придут лучшие времена. Вслед за Богушевичем и Лучиной поэт укреплял в белорусской литературе позиции реализма и народности.

Прославил отечественную культуру прекрасный белорусский поэт, талантливый переводчик, критик и историк литературы Максим Богданович (1891–1917), автор поэм «Максiм и Магдалена», сборника «Вянок», лирико-патриотических стихотворений «Слуцкiя ткачыхi», «Пагоня», «Зорка Венера», ряда переводов классиков мировой поэзии, а также ярких философско-публицистических работ.

Творчество М. Богдановича проникнуто пафосом социального освобождения и национального самоопределения белорусов, идеями равенства, братства, демократии и гуманизма. Он продемонстрировал глубокое знание истории белорусов и белорусской государственности, развил и обогатил принципы народности и историзма в новой белорусской литературе. Его несомненная заслуга состоит и в том, что он дал систематизированный и комплексный обзор истории белорусской литературы, в целом отечественной культуры от XII до начала XX в. во взаимосвязи с общеславянским и общеевропейским историко-культурным процессом. Богданович поставил и наметил решение ряда методологических вопросов научной историографии, высказал идею о закономерной дифференциации национальных культур и государств. Поэт, обладавший широким гуманитарным кругозором, интересовался проблемами этнической консолидации и национального самоопределения белорусского народа, взаимоотношениями католической, православной и униатской церквей в истории Беларуси. В брошюре «Беларускае адраджэнне» (1915) он объективно отразил тенденции и этапы национально-культурного Возрождения в Беларуси в XIX – начале XX в. Все это свидетельствует об особой роли М. Богдановича в истории белорусской и мировой литературы, передовой общественно-гуманитарной мысли.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Советская культура 1917-1929 гг
К октябрю 1917 г. Россия находилась в состоянии глубочайшего кризиса. Первая мировая война и связанные с ней потери и лишения вызвали хозяйственную разруху и крайнее обострение социально-политических противоречий. Власть захватили большев ...

Зарождение балета
Балет зародился в Италии в XVI веке вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торж ...

Движущаяся камера сопровождает движущийся объект
Это наиболее сложная форма внутрикадрового движения. Видеокамера, более легкая по сравнению с кинокамерой и потому более мобильная, может врезаться в самую гущу событий, улавливать невидимые для обыкновенного наблюдателя важнейшие детали ...