Сайт о культуре и искусстве

Хроматические цвета

Другое » Роль цвета в одежде » Хроматические цвета

Страница 3

Одновременный контраст воспринимается на основе влияния свойств дополнительности двух контрастирующих по цветовому тону оттенков. Например, серый цвет в окружении красного несколько зеленеет, а в окружении зеленого – розовеет. Серый цвет изменит свою окраску и в любой другой паре: синий и желтый, травянистый и вишневый. Одновременное восприятие самих двух взаимно дополнительных цветов создает эффект повышения насыщенности каждого из них, но здесь играют роль и параметры площади цветов.

Последовательный контраст отличается от одновременно! и пограничного контраста некоторой протяженностью во времени. При длительном наблюдении красного цвета и отводе взгляда на белую поверхность возникает такое же пятно, но зеленоватого оттенка (принцип дополнительности). Последовательный контраст возникает и вследствие утомленности глаз от многочасовых занятий живописью, когда цвета теряют определенность и даже ароматизируются (сереют).

Кажущиеся изменения цветов часто зависят от освещения. Рассеянный дневной свет считается оптимальным для восприятия собственных качеств цвета. Искусственное освещение изменяет цвета по-разному: сине-фиолетовые тускнеют, желтые оттенки бледнеют, а красно-коричневые темнеют. Физиологические механизмы адаптации зрения к условиям освещения позволяют видеть измененные цвета и их оттенки и при ярком освещении, и в сумерках.

Лишь полное отсутствие света (темнота) делает невозможным восприятие цвета, что лишний раз подчеркивает световую природу цвета. Вообще к явлениям контраста цветов следует относиться очень внимательно, так как при решении колористических задач они могут оказать либо положительное, либо отрицательное влияние. Более того, надо помнить, что контрастность в композиции может выражаться в формах, движениях, сюжетной линии, а не только в цветовых пятнах.

Цветовой круг. Попытки исследователей по систематизации цветов привели к расположению цветов в виде круга. Цветовой круг прошел длительный экспериментальный путь от ньютоновских представлений до современных систематизированных и устойчивых схем.

В настоящее время цветовой круг рассматривается как азбука цветоведения, позволяющая отразить цветовое множество, объяснить многие закономерности в теории цвета. Начинающего художника интересуют вопросы терминологии и практики. Каким образом получить тот или иной оттенок цвета, почему некоторые смеси дают «грязные» цвета, как определяются пары взаимно дополнительных цветов. Для «посвященного» человека названия цветов не ограничиваются обычными словами: красный, зеленый, желтый, синий или оранжевый.

Многим интересно узнать, откуда берутся неспектральные цвета: коричневые, бордовые, сиреневые, салатные. Все эти и другие вопросы можно легче и быстрее объяснить с помощью цветового круга.

Оптимальным для формирования достаточных представлений о многообразии цветов представляется цветовой круг из 16 цветов и их оттенков по светлоте. Общий круг состоит из внутреннего (разбеленные цвета), среднего (насыщенные цвета) и внешнего (затемненные цвета) кругов. В сумме получается трехъярусный круг из 48 цветов.

Все цвета в круге расположены определенным образом, их названия и схематические обозначения следует хорошо запомнить. Основные цвета круга – это красный (тепловатый), зеленый (нейтральный), синий (ближе к ультрамарину) и желтый (тепловатый). Основные цвета делят круг на четыре части и располагаются: красный против зеленого цвета, а синий против желтого цвета.

Промежуточные цвета получаются от смешения двух соседних основных цветов. Равные смеси соответственно желто-оранжевые и красно-оранжевые оттенки. В других четвертях мы имеем другие цвета. Смешивая желтый и зеленый цвета, получаем оттенки травянистой зелени, которые ближе к желтому цвету приобретают лимонный оттенок. Сине-зеленые смеси включают цвета изумрудные, морской волны, бирюзовые. Различные соотношения синего и красного цветов дают фиолетовый, вишневый и бордовый цвета. Цветовую палитру круга можно максимально расширить, увеличивая количество промежуточных цветов.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Романский стиль в архитектуре
Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгр ...

Социальная сфера
Учреждения культуры. В Петродворце действуют Научная библиотека государственного музея-заповедника «Петергоф», Центральная районная библиотека, Районная детская библиотека, 2 кинотеатра, Дворец культуры и науки Санкт-Петербургского госуд ...

Цветогармоническая система Гете
Его «Учение о цветах» – сочинение о норме цветовой гармонии. У Гете каждый цвет - это сгусток эмоциональной сущности, имеющий свой темперамент и по-разному проявляющийся в столкновении с другими цветами. Эмоциональные реакции на эти взаим ...