Сайт о культуре и искусстве

Художественные стили эпохи Нового времени

Другое » Европейская культура эпохи Нового времени » Художественные стили эпохи Нового времени

Страница 1

Искусство отразило многие проблемы и ценности бурной эпохи. Переплетение феодальных и капиталистических отношений, многообразие форм политического правления, борьба Реформации и Контрреформации, интенсивное развитие наук, открытие новых земель привели к переменам в мировоззрении людей. Эти факторы поколебали представления об исключительности человека в мире, поставили личность перед проблемой незащищенности от природных стихий, общественных потрясений и воли рока. Ощущение изменчивости, быстротечности жизни нашло воплощение в соответствующих художественных темах и сюжетах. Наиболее рельефно своеобразие европейской культуры XVII-XVIII вв. отразилось в художественных стилях барокко, классицизма, рококо, протореализма.

Барокко. Происхождение термина «барокко» до конца не выяснено. Чаще всего его связывают с итальянскими словами «причудливый», «странный» или латинским обозначением одной из фигур в логике. Стиль барокко возник и получил наиболее яркое воплощение в Италии, но наполнял художественную жизнь многих европейских государств XVII – середины XVIII в., приобретая национальные особенности.

Декоративный стиль охватил все сферы искусства, проник в духовную жизнь и мировоззрение европейцев. Идея непрерывного движения, заявленная в науке Нового времени, проявилась в динамичности художественных композиций. Барокко характеризуют условность и аллегоричность создаваемых образов. Расширившиеся знания человека указывали на безграничность бытия, недостаточность рационалистического мышления. Желание выйти за границы возможного определило такие черты стиля, как экспрессия, порыв, драматизм, иллюзорность, интерес к дисгармоничному, фантастическому, гротескному. В барокко получили продолжение идеи Контрреформации. Сама художественная деятельность, осуществляемая в данном стиле, была поставлена на службу католической церкви.

Архитектура барокко отражала идею изменяющегося мира. Динамизм достигался здесь через использование таких приемов, как разница в масштабах, деление здания или его плоскости выступами и проемами, текучесть форм, неуловимое слияние сводов с куполами в церквях, обилие завитков и овалов, изогнутые и прерывистые антаблементы, слияние архитектурного ансамбля с окружающим пейзажем. Важным средством создания ощущения иллюзорности и динамичности мира стали светотеневые эффекты. Ярким образцом архитектурного барокко являются церкви Сан Карло, Сант-Иво, Сант-Аньезе, созданные знаменитым зодчим Франческо Борромини.

Характерной чертой стиля барокко в портретной скульптуре стало стремление понять и выразить, прежде всего, психологическое состояние человека. Его целенаправленная активность и характер изображались в неразрывном единстве. Скульпторы барокко питали особое пристрастие к целостным группам, многофигурным композициям, в которых впечатление неистовства и бесконечного движения достигалось благодаря динамичным разворотам тел. Скульптуре этого стиля свойственна гармония с окружающим ландшафтом парка или площади (фонтан Четырех рек в Риме Л. Бернини, фонтан Треви в Риме Н. Сальви).

В произведениях Лоренцо Бернини угадывается талант психолога, способного точно передать характер героя («Давид», композиция «Экстаз святой Терезы», портрет кардинала Боргезе). Бернини был непревзойденным мастером световых эффектов. Он сочетал текучую пластику с рассеянным светом и цветовым освещением, «чтобы заставить зрителя забыть о материале, отдаться иллюзии изображенной материи, превращению мрамора в мягкое обнаженное тело или в кружева, или в облака» (Б.Р. Виппер). Так, в «Экстазе святой Терезы» свет желтого стекла, встроенного в специальную нишу, создавал тревожное мистическое настроение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Рёандзи, или Сад храма умиротворенного дракона
Из всех садов для созерцания, выполненных в технике сухого ландшафта (каресансуи), сад храма Рёандзи, расположенного на территории монастыря Дайдзи-ин в Киото, — самый выразительный, исполненный глубокого смысла и заслуженно знаменитый. И ...

Теория единства и разнообразия культурно-исторического процесса в философии культуры Гердера
Впечатляющая работа по обоснованию идеи становления и развития мира (включая живую и неживую природу, человека, общественную жизнь) как органического целого была проделана немецким философом-просветителем И.Г. Гердером (1744-1803). Он сум ...

Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в"
Адрес: 111402, Москва, ул. Юности, 2 Проезд: Ст. м. "Рязанский проспект", далее авт. 133, 208 до ост. "Музей Кусково" Памятные даты и ежегодные мероприятия: 18 мая - Международный день музеев 1 сентября - День Знан ...