Сайт о культуре и искусстве

Художественные стили эпохи Нового времени

Другое » Европейская культура эпохи Нового времени » Художественные стили эпохи Нового времени

Страница 3

Излюбленная тема Н. Пуссена, «холодного философа» и нравственного пророка в искусстве, – античные мифы. Сознательно отказавшись от изображения настоящего, художник тем самым противопоставил идеальное героическое прошлое погрязшей в пороках современности. В своих произведениях Пуссен воплотил стремление к величественному спокойствию, благородной сдержанности, гармонии («Аркадские пастухи», «Танкред и Эрминия»).

Новый всплеск классицизма был связан с Великой французской революцией, когда оказался востребованы идеалы героизма, высокого самопожертвования, служения гражданскому долгу. Эти идеалы воплощал в своих художественных полотнах лидер французского неоклассицизма в живописи Жак Луи Давид («Клятва Горациев», «Смерть Марата»).

Архитектура Франции также тяготела к классицизму. Этот стиль вырисовывается уже в композициях реконструированного Лувра и дворцового ансамбля Версаля – в общем конструктивном решении величественных сооружений, строгой регулярной планировке. Однако пышный интерьер построенного по указу Людовика XIV Версальского дворца с зеркалами, резьбой, бюстами, гобеленами, декоративной живописью выполнен в стиле барокко.

В неоклассической скульптуре XVIII – начала XIX в. наблюдается обращение к строгим и лаконичным решениям, героическим образам, античным идеалам гражданственности, благородной простоте и спокойному величию. Ее выдающиеся представители Жан Антуан Гудон («Вольтер, сидящий в кресле»), Антонио Канова («Амур и Психея», «Полина Боргезе в образе Венеры») и Бертель Торвальдсен («Ясон», «Ганимед, кормящий Зевсова орла») оказали большое влияние на развитие европейской академической скульптуры XIX в.

Рококо. Стиль рококо (франц. rococo) получил развитие во Франции в первой половине XVIII в. Витые формы, часто использовавшиеся в произведениях данного стиля, ассоциировались с этим творением моря. Искусство рококо отличалось стремлением укрыться в царстве мечты, отгородиться от грубой реальности театральной праздничностью и легкомысленной бездумностью. Однако в лучших произведениях, созданных в стиле рококо, за легкомыслием и иронией угадываются душевная усталость, пресыщенность и отстраненность от жизненных тревог; в них все еще теплятся медленно угасающие утонченные рафинированные чувства.

Искусство рококо строилось порой на игривости, насмешке, причуде. Его отличают камерность, интимность, тесная связь с театрализованным бытом. В изобразительном искусстве стиль рококо выразился в изогнутых линиях, ажурных, дробных, миниатюризированных формах, прозрачных светлых красках, любовных и эротических сюжетах, подчеркнутой декоративности и орнаментальности. Все это передавало лирическое, несколько ироничное мировосприятие. Художниками создавались яркие изображения для украшения интерьеров, сюжетные произведения на бытовые и мифологические темы, портреты, пейзажи.

Наиболее глубоко особенности данного стиля выразились в творчестве Антуана Ватто – тонкого психолога, способного передать мгновенно схваченные изменчивые эмоции, мастера красочных оттенков. В его лучших работах просвечивают печальная ирония, душевная усталость, одиночество («Жиль», «Общество в парке»).

Достижения Ватто были по-разному восприняты и развиты его современниками. Аристократически-рокайльное направление во всем своем блеске представлено изысканной живописью Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара.

Своеобразно проявился этот стиль в архитектуре (преимущественно в искусстве интерьера) и связанном с ней декоративно-прикладном искусстве. Последнее ориентировалось не только на эстетические критерии, но и на требования аристократической моды. В стиле рококо создавались и объекты малой архитектуры – увеселительные легкие сооружения (беседки, павильоны), декоративно-орнаментальные украшения которых отличались большим разнообразием. Типичным сооружением, выполненным в стиле рококо, является отель Субиз, возведенный Жерменом Бофраном в Париже. Он пленяет композиционной асимметричностью в размещении комнат, богатством лепных украшений, изощренностью орнаментальных узоров.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Мистика как феномен
Современный человек, зачарованный успехами науки, с подозрением относится к интуитивным формам постижения реальности. Между тем древние в определенном смысле знали гораздо больше чем мы. В этом одно из поразительных открытий науки. Физики ...

Его имя в истории мировой культуры
Наполеон Орда вошел в историю как мастер архитектурного пейзажа. Наполеон Орда много путешествовал, зарисовывал архитектурные пейзажи Беларуси, Украины, Литвы, Польши, а также Франции, Испании, Португалии, Пруссии и Австро-Венгрии. Его пр ...

Девяностые - смешение племен
На рубеже конца восьмидесятых-начала девяностых появляются нескольких новых субкультур, а также происходит их общее возрождение и оживление. Фактически все, что происходило в 90-е в Великобритании и США, проходило под знаком «Нью», то ест ...