Сайт о культуре и искусстве

Культура Византии: этапы и тенденции развития

Другое » Европейская культура эпохи Средневековья. Особенности культуры Византии » Культура Византии: этапы и тенденции развития

Страница 1

Крупным средневековым культурно-цивилизационным центром была Византия, возникшая в 395 г. на территориях восточных провинций Римской империи. Столицей Восточной Римской империи, отделившейся, от Западной, стал Константинополь (ныне Стамбул), основанный в 330 г. императором Константином. Государство просуществовало до 1453 г., когда Константинополь был захвачен турками. Византия на этапе становления лучше, чем западные территории Европы, сохранила и существенно видоизменила традиции античной культуры. Мало затронутая нашествиями варваров, она приняла от Рима форму централизованного государства с императором и церковью во главе. Развитие культуры Византии в гораздо большей степени, чем в странах Западной Европы, контролировалось государством. Для Византии характерны замедленный ход культурных преобразований и позднее оформление феодальных отношений. Вплоть до VII в. здесь сохранялись модифицированные ценностные основания позднеантичной культуры и цивилизации. Правление Юстиниана (527–565) отмечено в истории как грандиозная попытка вернуть былое величие Рима, преемницей которого считала себя империя Ромеев – Византия.

В экономике ранней Византии (IV–VII вв.) формировались уклады раннего феодализма. Сокращалось использование рабского труда (рабы становились лично зависимыми колонами), развивались товарно-денежные отношения, шла торговля между провинциями, наблюдался упадок малых и рост больших городов. В аграрной сфере рыночный обмен производимой продукции дополнял натуральное хозяйство. Наряду с колонатом здесь широко распространялась земельная аренда, создавались свободные крестьянские общины.

Крупные города (Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес, Фивы, Коринф и др.) оставались ремесленно-торговыми и культурными центрами, в которых начали строить монастыри. Здесь сосредоточивались античные произведения искусства, в библиотеках монастырей и церквей хранились древние рукописи. Византийские города долгое время придерживались остаточных форм самоуправления, характерных для эллинистических полисов. Их обитатели разговаривали на греческом языке, обогащали традиции античного театра и литературы, проводили спортивные состязания.

В IV–VII вв. уже вполне проявилось своеобразие религии Византии с ее отчетливо выраженным философски-созерцательным отношением к христианским канонам. Для византийской цивилизации характерно органичное слияние светской и религиозной власти в лице императора, символизировавшего единое управленческое начало. Возникшее в Западной Европе противостояние светской (императорской) власти духовной (папской) временами перерастало в открытые конфликты. Церковная же организация Византии целиком регламентировалась государством и находилась в полном подчинении у императора.

Литература ранней Византии носила двойственный характер, причудливо сочетая в своей основе христианское миропонимание с постантичным пафосом гражданственности и разумного выбора. Среди церковной литературы особую популярность получил жанр жития.

Псевдо-Дионисий Ареопагит (V–VI вв.) через языковые противопоставления и разработку концепции христианской символики отражал идею мира как до конца не постигаемой тайны. Леонтий Неапольский (590–668), Иоанн Мосх (VII в.) писали сказания о жизни святых и мучеников живым народным языком, создавая легендарные, запоминающиеся образы. Мощное влияние на западноевропейскую и древнерусскую житийную литературу оказала появившаяся в V в. в Сирии легенда о Житии Алексия, утверждавшая превосходство духовного богатства над материальным. Фабула ее такова. Сын богатых родителей Алексий в ночь своей свадьбы бежал из Рима в поисках истинной веры. Он стал нищим и спустя годы, изменившийся до неузнаваемости, вернулся в родной дом, где его приняли за чужого и подвергли всяческим унижениям, которые он стойко перенес благодаря духовной крепости.

Мощный подъем искусства ранней Византии был связан с правлением Юстиниана. В крупных городах, прежде всего в Константинополе, велось интенсивное строительство. Возводились триумфальные арки, дворцы, сооружались акведуки, термы, ипподромы, цистерны для хранения воды. Однако основная роль в архитектуре принадлежала культовым зданиям – храмам и монастырским комплексам. В архитектуре V–VII вв. применялись два типа храмов: базиликалъный и крестово-куполъный. Храм Святой Софии в Константинополе (532– 537) – жемчужина византийской архитектуры – удачно сочетает обе архитектурные формы.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Символика печи в белорусской народной хате
Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху. Белорусская культура – это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь. В многообраз ...

Архитектура Чернигова
В начале XIII в. в Чернигове возвели Пятницкую церковь. Памятник был очень сильно перестроен, но сохранился во всех своих частях. Во время Великой отечественной войны церковь была повреждена, но позднее реставрирована, причем полностью во ...

Предназначение Версальского дворца
Версалю было предназначено стать не просто резиденцией короля, но символом его власти, власти абсолютной и лицом Франции. И правителями, устраивавшими свои дворцы на версальский манер, двигало не только и не столько желанием повторить его ...