Культура Византии: этапы и тенденции развития
Экономика. К середине X в. в Византии окончательно сложились феодальные отношения. В отличие от Запада они базировались в первую очередь на закабалении крестьян государством. Одновременно мелкое общинное землевладение поглощалось крупными феодальными поместьями, которые соперничали с централизованной системой государственной власти. В Византии XI–XII вв., несмотря на рост ремесел и торговли, так и не появились города западного типа с новым развитым самоуправлением и свободными ремесленными цехами. Цеховое производство в крупных городах жестко контролировалось государством.
Мировоззрение того времени сочетало в себе угасающие идеалы патриотизма, эмоционально-мистическую и одновременно философско-рассудочную религиозность. Возобновился интерес к античному наследию, вновь переписывались труды древних авторов. Возродилось светское образование соответственно античному образцу. В IX в. открылась высшая школа в Константинополе, которой руководил крупнейший ученый того времени Лев Математик.
Литература. Во второй половине IX – XIII вв. получили распространение различного рода систематизированные обзоры.
Симеон Метафраст (X в.) создал компиляцивные «Жития святых»; Михаил Пселл (XI в.) в «Хронографе» описал историю Византии X в.; в придворных кругах были очень популярны прозаические и особенно стихотворные романы («Любовь Исмены и Исмения» Евстафия Макремболита, XII в.); развивался жанр рассказа-новеллы на бытовые и сказочные темы, часто в форме притчи.
Архитектура и изобразительное искусство. В отмеченный период произошло дальнейшее обогащение стиля архитектуры. Ведущая роль традиционно принадлежала культовому зодчеству с его большими монастырскими комплексами и величественными храмами.
Главным типом культовой постройки стал крестово-купольный храм, опирающимся на барабан и «паруса». Всю конструкцию перекрытий держали четыре внутренних столба (церковь Успения богоматери в монастыре Дафни вблизи Афин, конец XI в.; церковь Святых Феодоров в Афинах, ок. 1070). Крестово-купольные постройки отражали устоявшийся в Византии особый тип средневекового мировоззрения. В них внутреннее и внешнее пространства символизировали единое гармоничное целое; объемность и массивность, монументальность подчеркивали стабильность и укорененность религиозной духовности в этом мире, отражали идею фундаментального божественного порядка, подчиняющего земную жизнь человека.
Со второй половины IX в. большие перемены коснулись церковной живописи: она все более очеловечивалась, но претендовала на пробуждение универсальных духовных переживаний, выражаемых посредством символических образов. Лаконизм композиционного построения, сдержанность цветового решения, соразмерность архитектуре отличают живопись IX–XIII вв. Именно в это время сложилась система канонических изображений в храмах.
Купол символизировал небо, именно под ним размещалось изображение Христа Пантократора (Вседержителя), барабан отводился ангелам, апсида – Богоматери Оранте, столбы – апостолам и мученикам (росписи и мозаики церкви Успения Богоматери монастыря Дафни вблизи Афин). Такая система не только сохранилась в дальнейшем, но и распространилась за пределы Византии. Например, мастера Киевской Руси, Полоцкого княжества за основу своих росписей взяли именно эту композиционную схему.
После победы иконопочитателей над иконоборцами значительно возросла роль иконы. Она стала ведущим видом культовой живописи в Византии. Иконы писались в технике энкаустики (живопись по воску) и темперы в соответствии с системой канонических изображений – типов (сводов). Шедевром византийской живописи первой половины XII в. является икона «Богоматерь Владимирская», выполненная по иконографическому канону «умиление».
После опустошительных походов крестоносцев, разрушивших Константинополь, в XIII в. начался заключительный этап развития культуры Византии. Его связывают с правлением династии Палеологов (1267–1453). Искусство этого времени характеризуется экспрессией и филигранной проработкой образов (мозаики церкви Кахрие Джами в Константинополе).
В 1453 г. Византия была завоевана Турцией, но созданные ее мастерами типы культовых построек, системы фресковых росписей и мозаик, иконопись, литература получили распространение и развитие в искусстве стран Западной Европы, южных и западных славян, Древней Руси, Беларуси и Закавказья.
Рекомендуем также:
Культ мертвых
Погребальные обряды ясно показывают, что, опуская покойника в гробницу, древние римляне верили, что кладут туда нечто живое.
Существовал обычай в конце похорон звать душу умершего именем, которое он носил при жизни. Ей желали счастливой ...
Пуховый платок
Визитная карточка Оренбуржья — Оренбургский пуховый платок — традиционный промысел, которому нет равных — и не только в России! – представлен мастерами Оренбурга. Оренбургский пуховый платок . Даже в звучании этих слов чувствуется необъяс ...
Моды
«Модом» можно оставаться всегда, главное - двигаться нетореной дорогой, постоянно вскрывая для себя новые пласты в музыке, одежде, литературе и кинематографе. «Беря отовсюду самое достойное, они стремились сотворить нечто прежде неведомое ...