Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура зрелого и позднего средневековья

Другое » Европейская культура эпохи Средневековья. Особенности культуры Византии » Европейская культура зрелого и позднего средневековья

Страница 3

Романские культовые сооружения представляли архитектонический монументальный стиль в архитектуре. Здесь формировались основные приемы скульптурных и живописных изображений, нормы и правила построения художественных образов, заданные церковной эстетикой. Светское романское искусство развивалось в замках феодалов, которые отвечали одновременно требованиям обороны, жилья и представительства как в планировке, так и в привязке к местности (крепость Каркасон в Провансе, XII–XIII вв.).

В монастырских комплексах ведущая роль принадлежала храму. Он имел форму базилики, т.е. приобрел вид католического креста, создаваемого пересечением продольных и поперечных нефов (последние назывались трансепты). Планировка и внешний облик тяжеловесного романского храма были рассчитаны на привлечение большого количества людей разных сословий (базилика аббатства Клюни в Бургундии, 1088–1107; собор в Вормсе, 1171–1234).

Скульптура в простых по своей конструкции романских храмах находилась как внутри, так и снаружи – на фасаде в обрамлении портала. Важнейшие темы, часто включавшиеся в романский рельеф, – Апокалипсис и Христос во славе. Пластика в храмах была не самоцелью, а только частью общего художественного решения. Скромно представленная скульптура и изображения, выполненные в технике рельефа, черпали сюжеты из Библии (главный портал церкви Сен-Мадлен в Везеле, ок. 1120 г.).

Романское изобразительное искусство было подчинено архитектуре. Живописные изображения, создававшиеся преимущественно в технике фрески, представляли собой выразительные цветовые композиции, иконописные сюжеты, придававшие интерьеру внушительную торжественность. Изредка культовые темы в живописи дополнялись фольклорными мотивами (фрески церкви Сен Савен Гартам, Франция).

Со второй половины XII в. в искусстве средневековой Европы началось становление готического стиля. Термин «готика» появился в эпоху Возрождения и происходит от наименования племени «готы», островерхие жилища которых напоминали крутые скаты готических соборов. Период готики оказался более сложным, а сам стиль стал изысканным и декоративным в сравнении с романским. Он определялся главным образом культурой городов, постройки которых утрачивали оборонительное значение. Развивалось светское строительство (ратуши, крытые рынки, госпитали, жилые дома). Под воздействием нового мировосприятия формировались основные особенности готического искусства. Оно вплотную приблизилось к человеку. В изображениях Христа подчеркиваются человеческие черты, облик «грозного Судьи» сменяется образом «страдающего рога». Готический человек находился в эмоционально напряженных отношениях с воображаемой сферой. В культуре того времени проснулся интерес к красоте реального мира, земным чувствам и переживаниям.

Главным конструктивным новшеством готической архитектуры явились стрельчатая арка (две обращенные друг к другу под острым углом дуги) и стрельчатый свод на нервюрах (соединение каменных ребер распорами). Они увеличивали высоту грандиозного сооружения и позволяли перекрывать пространства любого плана.

Для распределения давления бокового распора на мощные опорные столбы – контрфорсы – тяжесть свода переносилась на столбы с помощью аркбутанов – прочных полуарок, которые одновременно связывали другие части каркасной конструкции. Благодаря этому стены собора перестали выполнять функцию опоры и теперь могли быть тонкими, даже «сквозными» (отсюда – огромные цветные окна и арочные проемы). Готика отказывалась от тяжеловесности, предпочитала великое разнообразие деталей, которые не разрушали целостного единства монументальных сооружений. В просторном готическом соборе, заполненном мягким льющимся сквозь витражи светом, прихожанин переставал ориентироваться в привычном пространстве и словно переносился в мир потусторонних образов. Такое не раз испытывали люди, переступавшие порог величественного раннеготического собора Парижской Богоматери (начало строительства – 1163).

В разных государствах готический стиль имел свои яркие особенности, связанные с зарождением национальных художественных школ. Самые крупные из них – французская, немецкая и английская.

Развитие пластики в эпоху готики было неразрывно связано с зодчеством. Скульптура усиливала эмоциональное восприятие архитектуры, содействовала изобразительному воплощению не только религиозных чувств и верований, но и обоготворенной человеком природы.

Главенствующая роль здесь принадлежала круглой пластике и рельефу. Готическая скульптура – неотъемлемая часть собора. Она включалась в архитектурную композицию и разнообразила ее облик. Статуи всегда сохраняли связь со стеной, вписывались в многочисленные конфигурации сложной конструкции собора, подчеркивая вертикальный ритм архитектурного целого. Славятся своей скульптурой соборы Шартрский (1135– 1155), Реймский (начало строительства – 1210), Амьенский (начало строительства – 1218), в которых насчитывается до двух тысяч фигур.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Рокеры
События 18 мая 1964 года в Брайтоне, когда во время столкновений «модов» и «рокеров» погибло несколько человек, немедленно привлекли к себе внимание со стороны прессы. Впервые «общество» заметило, что внутри него происходит уже нечто совс ...

Поиски и находки в создании святых образов
Васнецов пишет Поленовой о сюжетах своих росписей, ссылается на буслаевские работы. «На первом потолке над хорами западными я изображаю «Слово Божье» в виде юноши ангела, сидящего на облаках с животными евангелистов по сторонам, подножие ...

Движущаяся камера сопровождает движущийся объект
Это наиболее сложная форма внутрикадрового движения. Видеокамера, более легкая по сравнению с кинокамерой и потому более мобильная, может врезаться в самую гущу событий, улавливать невидимые для обыкновенного наблюдателя важнейшие детали ...