Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура зрелого и позднего средневековья

Другое » Европейская культура эпохи Средневековья. Особенности культуры Византии » Европейская культура зрелого и позднего средневековья

Страница 2

Образование. Новое отношение к миру, постепенно складывавшееся в городской среде, не могло не отразиться на интеллектуальной культуре, в которой появлялось все больше светских элементов. В городах были созданы новые формы образования: платные начальные светские школы и университеты. Первый университет в Европе появился в XII в. в Париже на базе школ аббатств св. Женевьевы и св. Виктора.

Школу в городе могли открыть цех, гильдия, а то и просто частное лицо. Главное внимание здесь уделялось не церковному вероучению, а грамматике, математике, риторике, естествознанию, праву. И важно то, что обучение в школах велось на родном языке.

Университеты, возникшие в XII–XIV вв., дали еще больший импульс распространению образования, лишив церковь монополии в этой сфере. Деятельность университетов имела три важных культурных следствия. Во-первых, она породила профессиональное сословие ученых, которые получили также право на преподавание истин Откровения. В итоге наряду с церковной и светской властью появилась власть интеллектуалов, воздействие которой на духовную культуру и социальную жизнь все более усили- „алось. Во-вторых, университетское братство утверждало формы светской культуры и новый смысл понятия «благородство», заключающийся в аристократизме ума и поведения. В-третьих, в рамках средневековых университетов вместе с формированием установки на рациональное постижение теологической премудрости появлялись зачатки научных знаний.

Литература. Литература зрелого и позднего средневековья отражала творчество различных социальных слоев общества и народностей и потому была чрезвычайно многообразна.

Большое распространение по-прежнему имела церковная религиозно-дидактическая (жития святых, притчи, проповеди) и назидательная (example – поучительные примеры, занимательные истории) литература. Особое место в церковной литературе занимал жанр видений – истории об общении человека, в том числе и простого мирянина, с потусторонними силами.

Еще в X в. во Франции начала складываться поэтическая традиция жонглеров – бродячих певцов-музыкантов, знакомых как с традициями латинской литературы, так и с героическим эпосом. На XI–XIII вв. приходится расцвет рыцарской лирической поэзии, воспевавшей могучую нравственную силу любви и воинские подвиги. Наибольшую роль в ее становлении сыграли южнофранцузские трубадуры, в стихах которых уживались традиции народной и античной поэзии. Огромной популярностью пользовались рыцарские романы – большие поэтические произведения на национальных языках, навеянные чаще всего народными героическими эпосами. Центральное место в них занимали внутренние переживания рыцаря, а также его подвиги во славу любви, чести и духовного совершенствования (цикл романов о короле Артуре – «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Персеваль, или Повесть о Граале» Кретьена де Труа и др.). Пользовался популярностью в литературе того времени рыцарский героический эпос, повествовавший о событиях далекого прошлого («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде»), любовная лирика («Тристан и Изольда», поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров). Осуществлялись своеобразная интерпретация древней эпической поэзии и переработка языческих мифов («Песнь о Нибелунгах», цикл исландских саг). Одним из самых известных примеров городского фольклора является «Роман о Лисе», в котором мир рассматривается с позиций изворотливого, находчивого горожанина. Французская городская литература дала жанр фаблио – небольших нравоучительных стихотворных новелл с элементами сатиры и игровой эротики. Элементы фольклора содержали немецкие шванки – назидательные поэтические произведения, противопоставлявшие трудолюбивого крестьянина, сметливого простолюдина паразитирующему феодалу, глупому, чванливому священнику или чиновнику. Своеобразным продуктом университетской среды стала поэзия вагантов – бродячих школяров, которые прославляли в своих стихах вольную студенческую жизнь, полную простых радостей, наслаждений, любовных приключений и высмеивали ханжество церкви и аскетические запреты.

Архитектура и изобразительное искусство. В период зрелого средневековья появились два ведущих стиля, отразившие изменения в ценностных ориентациях средневекового человека, – романский и готический. Господствующим видом искусства в этот период являлась архитектура.

В средневековой культуре XI–XII вв. сложился романский стиль. Он унаследовал формы древнеримской и раннехристианской архитектуры. Для романской пластики характерны монументальная обобщенность форм, отклонение от реальных пропорций, экспрессивность поз и жестов священных персонажей.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Функции культуры
Содержанием культуры становится вся человеческая деятельность, и разделение на материальную и духовную культуру выглядит при этом весьма условным. Главное, что создается в результате развития культуры − это человек как родовое сущес ...

Рождение русского импрессионизма
Совершенно особенное положение с импрессионизмом сложилось в России. Попутно, не углубляясь в русский материал, наметим эту перспективу оценок, крайне полезную в общей панораме. Можно сказать, что импрессионизм с неизбежностью рождался ру ...

Искусство Индии
древневосточная культура магия анимализм По сообщению литературных источников, деревянные постройки владык выделяются роскошью. Дворец самого могущественного владыки Ашоки стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы был ...