Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура зрелого и позднего средневековья

Другое » Европейская культура эпохи Средневековья. Особенности культуры Византии » Европейская культура зрелого и позднего средневековья

Страница 2

Образование. Новое отношение к миру, постепенно складывавшееся в городской среде, не могло не отразиться на интеллектуальной культуре, в которой появлялось все больше светских элементов. В городах были созданы новые формы образования: платные начальные светские школы и университеты. Первый университет в Европе появился в XII в. в Париже на базе школ аббатств св. Женевьевы и св. Виктора.

Школу в городе могли открыть цех, гильдия, а то и просто частное лицо. Главное внимание здесь уделялось не церковному вероучению, а грамматике, математике, риторике, естествознанию, праву. И важно то, что обучение в школах велось на родном языке.

Университеты, возникшие в XII–XIV вв., дали еще больший импульс распространению образования, лишив церковь монополии в этой сфере. Деятельность университетов имела три важных культурных следствия. Во-первых, она породила профессиональное сословие ученых, которые получили также право на преподавание истин Откровения. В итоге наряду с церковной и светской властью появилась власть интеллектуалов, воздействие которой на духовную культуру и социальную жизнь все более усили- „алось. Во-вторых, университетское братство утверждало формы светской культуры и новый смысл понятия «благородство», заключающийся в аристократизме ума и поведения. В-третьих, в рамках средневековых университетов вместе с формированием установки на рациональное постижение теологической премудрости появлялись зачатки научных знаний.

Литература. Литература зрелого и позднего средневековья отражала творчество различных социальных слоев общества и народностей и потому была чрезвычайно многообразна.

Большое распространение по-прежнему имела церковная религиозно-дидактическая (жития святых, притчи, проповеди) и назидательная (example – поучительные примеры, занимательные истории) литература. Особое место в церковной литературе занимал жанр видений – истории об общении человека, в том числе и простого мирянина, с потусторонними силами.

Еще в X в. во Франции начала складываться поэтическая традиция жонглеров – бродячих певцов-музыкантов, знакомых как с традициями латинской литературы, так и с героическим эпосом. На XI–XIII вв. приходится расцвет рыцарской лирической поэзии, воспевавшей могучую нравственную силу любви и воинские подвиги. Наибольшую роль в ее становлении сыграли южнофранцузские трубадуры, в стихах которых уживались традиции народной и античной поэзии. Огромной популярностью пользовались рыцарские романы – большие поэтические произведения на национальных языках, навеянные чаще всего народными героическими эпосами. Центральное место в них занимали внутренние переживания рыцаря, а также его подвиги во славу любви, чести и духовного совершенствования (цикл романов о короле Артуре – «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Персеваль, или Повесть о Граале» Кретьена де Труа и др.). Пользовался популярностью в литературе того времени рыцарский героический эпос, повествовавший о событиях далекого прошлого («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде»), любовная лирика («Тристан и Изольда», поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров). Осуществлялись своеобразная интерпретация древней эпической поэзии и переработка языческих мифов («Песнь о Нибелунгах», цикл исландских саг). Одним из самых известных примеров городского фольклора является «Роман о Лисе», в котором мир рассматривается с позиций изворотливого, находчивого горожанина. Французская городская литература дала жанр фаблио – небольших нравоучительных стихотворных новелл с элементами сатиры и игровой эротики. Элементы фольклора содержали немецкие шванки – назидательные поэтические произведения, противопоставлявшие трудолюбивого крестьянина, сметливого простолюдина паразитирующему феодалу, глупому, чванливому священнику или чиновнику. Своеобразным продуктом университетской среды стала поэзия вагантов – бродячих школяров, которые прославляли в своих стихах вольную студенческую жизнь, полную простых радостей, наслаждений, любовных приключений и высмеивали ханжество церкви и аскетические запреты.

Архитектура и изобразительное искусство. В период зрелого средневековья появились два ведущих стиля, отразившие изменения в ценностных ориентациях средневекового человека, – романский и готический. Господствующим видом искусства в этот период являлась архитектура.

В средневековой культуре XI–XII вв. сложился романский стиль. Он унаследовал формы древнеримской и раннехристианской архитектуры. Для романской пластики характерны монументальная обобщенность форм, отклонение от реальных пропорций, экспрессивность поз и жестов священных персонажей.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Особенности данной миссии. Роль Церкви в данной миссии
Особенность данной миссии в её лаическом характере. Инициатива в создании программы росписей принадлежит мирянам. Причём, видимо, Прахов руководствовался более эстетическими, нежели религиозными, мотивами. Выполнялась данная миссия только ...

Понятие культурного творчества
Чрезвычайно важно рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания. Необходимо ра ...

Застольный период в работе над спектаклем
В работе над пьесой существуют этапы, которые режиссер проводит с актерами «за столом», в обсуждении. Прежде всего, актеров необходимо познакомить с пьесой, прочитать ее. Выслушать их мнения. Познакомить с автором, эпохой, отображенной в ...