Сайт о культуре и искусстве

Основные задачи современных библиотек

Другое » Библиотеки и книжный бизнес: направление взаимодействия » Основные задачи современных библиотек

Одна из важнейших задач сегодня – сделать информацию о книге на всех этапах ее жизненного цикла единой, открытой и доступной для всех участников книжного рынка, используя при этом унифицированные информационные стандарты.

На протяжении нескольких лет идет процесс выработки единых отраслевых стандартов для книжной отрасли. Отметим его основные направления.

Во-первых, выработка единых стандартов электронного обмена данными.

Мы, наконец, пришли к пониманию того, что необходимо внедрять информационный формат ONIX в качестве единого стандарта электронного обмена данными. Торговый дом "Библио-Глобус" одним из первых начал использовать этот международный стандарт. Радует тот факт, что сегодня многие издательства (по данным "Библио-Глобуса" около 300) уже поставляют данные о книгах в формате ONIX. Использование его на практике показало, что данный формат полностью отвечает современным требованиям и повышает эффективность взаимодействия всех участников рынка – издателей, книготорговцев и оптовых покупателей. При наличии программных средств данные в формате ONIX могут быть переведены в формат RUSMARC, что позволит и библиотекам получать информацию о книжной продукции непосредственно от издателей или от книготорговых структур.

Признание формата ONIX в качестве корпоративного стандарта для обмена библиографической и книготорговой информацией стало одним из главных решений форума на тему "Единое информационное пространство: федеральный и региональный компоненты" в Геленджике в 2004 г.

Во-вторых, использование единых классификаторов и систем классификаций.

Сегодня только 90% издателей проставляют на своих книгах индексы УДК. Этому есть объяснение: УДК довольно громоздкая и сложная система, поэтому некоторые издательства сталкиваются с трудностями при классификации изданий по этой схеме. Тем ен менее необходимость использования единой книготорговой классификации очевидна, и такая классификация (КТК – книготорговая классификация) была создана при участии специалистов Российской книжной палаты, Московского государственного университета печати, государственного унитарного предприятия Объединенный центр "Московский дом книги", торговых домов "Молодая гвардия", "Библио-Глобус" и других организаций.

В-третьих, создание национальных информационно-поисковых систем, в задачу которых входит сбор информации о товарных предложениях от издательств и дистрибьюторов, информирование книготорговых предприятий, библиотек и других покупателей об изданиях с отслеживанием всех этапов работы над изданием – от плана выпуска до остатков нераспроданных тиражей.

К сожалению, приходится говорить о том, что база данных Российской книжной палаты (РКП) не отражает всех издаваемых в России книг. Информация о книгах предоставляется издателями нерегулярно, часть ее не актуальна. Особенно сложно с периферийными издательствами, которые ждут год-два, пока накопится достаточное количество книг, и лишь затем отправляют их в РКП. До сих пор палата получает книги пятилетней давности, некоторые издатели не выполняют закон "Об обязательном экземпляре документов". Не присылаются дорогие книги; книги, напечатанные за рубежом, малотиражные издания, выпущенные издательскими центрами вузов, информационными центрами (последняя группа самая многочисленная). Система "Букс ин принт" нуждается в активном участии издательств.

Особая тема – несоблюдение ГОСТов издателями и книготорговцами. К сожалению, далеко не всегда соблюдаются правила библиографического описания, проставления ISBN и ISSN (некоторые издатели до сих пор не знают, для чего предназначены книжные серии и сериальные номера). Все эти факторы сдерживают создание национальных информационно-поисковых систем [5, c. 103].

Рекомендуем также:

Андрей Денников, режиссер—постановщик театра кукол им. С.В. Образцова
- Андрей, как Вы пришли в театр? - Дело в том, что изначально я поступил в РГГУ, на историко—филологический факультет. Все было прекрасно, благополучно, я успешно учился, мне как будто даже нравилось. И, тем не менее, глубоко внутри я чу ...

Искусство этрусков
Резкий культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII—VII веках до н. э., связывается с влиянием многочисленных мигрантов из более развитых регионов Средиземноморья (возможно, также из Сардинии, где существовала культура строителей нураго ...

Тедди бойз
Пока в послевоенной Америке оформлялись все про и контра новому потребительскому обществу, в Великобритании создалась во многом отличная качественная ситуация, сыгравшая важную роль для дальнейшего расцвета молодежных субкультур. В жизни ...