Сайт о культуре и искусстве

Ленинградский конструктивизм

Другое » Общее понятие о конструктивизме и его истоках » Ленинградский конструктивизм

Страница 1

Основными представителями ленинградского конструктивизма являются А.И. Гегелло, Н. Демков, Е.В. Левинсон, Э. Мендельзон, А.С. Никольский, Я.Г. Чернихов, И.Г. Явейн.

Считается, что в ленинградский конструктивизм был не столь радикален, как московский, что он был готов соскользнуть в своеобразное сталинское ар-деко, за которым последовал сталинский ампир. И все же у ленинградской архитектуры того времени были и шедевры. Как, например, единственная, по-видимому, сохранившаяся постройка проектировщика Якова Чернихова, от которого в основном осталось лишь графическое наследие – парадоксальная по конструкции водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик». И если столица гордится «Центросоюзом» Ле Корбюзье, то у петербуржцев тоже имеется здание, возведенное именитым западным архитектором. Речь идет о похожем на линкор корпусе фабрики «Красное знамя». Автор проекта – основатель и, кажется, единственный участник немецкого направления экспрессионистской архитектуры Эрих Мендельсон. Таким образом, ленинградский конструктивизм не менее ценен, чем московский.

Но в отличие от московского, ленинградский конструктивизм мало изучен и практически неизвестен широкой публике. Он утвердился в Ленинграде в середине 1920-х годов и прошел короткий, искусственно прерванный цикл развития. Важнейшим фактором, оказавшим влияние на его формирование, явилось экспериментальное творчество Казимира Малевича. Созданная им художественная система супрематизма была применена на практике архитектором Александром Никольским.

Мэтры ленинградского конструктивизма — Никольский, Гегелло, Троцкий — пытались адаптировать этот стиль для своего города. Они смягчали чистую геометрию, заставляли ее быть не такой лапидарной, не такой сухой и делали это со вкусом.

Версия «чистого» конструктивизма представлена в ряде построек А.И. Гегелло, Г.А. Симонова, А.К. Барутчева, И.А. Гильтера, И.А. Меерзона и Я.О. Рубанчика. Влиянием экспрессионизма проникнуто творчество Н.А. Троцкого, который вносил в функционалистские схемы данного направления особую эмоциональность, динамику и монументальность. Экспрессионистский оттенок носят постройки Е.А. Левинсона и И.И. Фомина, в их деталировке уже сквозят классицистические элементы.

Современным продолжением идей «производственной архитектуры» в Санкт-Петербурге является так называемый скандинавский конструктивизм, наиболее органичный для загородных домов близ Северной Столицы. В Санкт-Петербурге преобладание пасмурной погоды приводит к недостатку солнечного света. Эта проблема разрешается за счет свойственных скандинавскому конструктивизму больших площадей остекления и объемных помещений в домах. Ритмичность линий и подчеркнутая строгость геометрии придают домам, выполненным в стиле скандинавского конструктивизма, свой неповторимый облик, а простота и естественность вкупе с использованием натуральных материалов, обеспечивают притягательность архитектурного решения. Такие дома органично вписываются в загородный ландшафт и близки по духу аристократичным петербуржцам.

Возникновение и развитие конструктивизма как особого направления в советском изобразительном и прикладном искусстве, фотографии, архитектуре происходило в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Искусство ставилось на службу производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Зарождение и развитие пейзажа в мировой живописи
В переводе с французского слово «пейзаж» - (paysage) означает «природа». Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж — эт ...

Искусство как эстетическая деятельность в контексте культуры
От Платона до Толстого искусство обвиняли в возбуждении эмоций и в нарушении тем самым порядка и гармонии нравственной жизни. Поэтическое воображение, согласно Платону, питает наш опыт печали и наслаждения, любовные утехи и гнев, орошая т ...

Принятие росписей Владимирского собора в постсоветской России
Владимирский собор был расписан масляными красками по штукатурке. Эта техника оказалась недолговечной и собор скоро потребовал реставрации Уже 27 апреля 1898 года Нестеров рассказывает в письме Турыгину следующий эпизод. «Последнюю недел ...