Сайт о культуре и искусстве

Общее понятие о конструктивизме и его истоках

Другое » Общее понятие о конструктивизме и его истоках

Традиционно конструктивизм отождествляется с архитектурой Советской эпохи, пережившей расцвет в 1920-30-е гг. Этот стиль объединил передовую технологию и проектирование с прямо коммунистической социальной целью. Хотя этот стиль был разделен на несколько конкурирующих направлений, каждое из которых произвело много пилотных проектов и закончило здания, прежде, чем уйти из моды приблизительно в 1932 году. Влияние этого стиля отмечается и в более поздних направлениях в архитектуре.

Конструктивизм принято считать явлением нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма.

Возникновение и развитие конструктивизма происходило в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

«Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х.

Архитектура как наиболее фундаментальное воплощение принципов конструктивизма до сих пор является его ярким образчиком, прекрасно сохранившимся и доступным массовому зрителю. Этим и обусловлена актуальность нашей работы – вновь вспыхнувший интерес к советскому прошлому нашей страны, его переоценка с современных позиций соответственно делают необходимым и выявление роли конструктивизма в советском искусстве и архитектуре.

Таким образом, цель нашей работы – выявить особенности контруктивизма как одного из направлений в архитектуре советского периода.

Объект изучения – процесс воплощения идей данного направления в материальных объектах архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга.

Предмет – архитектура в стиле «производственного искусства» двух крупнейших городов России.

Задачи исследования:

- определить сущность и основные признаки констуктивизма;

- выявить особенности московского конструктивизма;

- рассмотреть специфику ленинградского направления в конструктивистской архитектуре;

- сделать вывод о значении «производственного искусства».

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, представленный в ней, может быть использован в курсе изучения как общей истории искусства, так и при исследовании истории отечественной архитектуры в частности.

конструктивизм архитектура стиль геометризм

Рекомендуем также:

Личная жизнь
Георгий Вицин безумно любил животных. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда он выходит "на кормление", и собирались перед подъездом. В семье держали двух попугаев и собаку. Удивительно, но Вицин ...

Его имя в истории мировой культуры
Наполеон Орда вошел в историю как мастер архитектурного пейзажа. Наполеон Орда много путешествовал, зарисовывал архитектурные пейзажи Беларуси, Украины, Литвы, Польши, а также Франции, Испании, Португалии, Пруссии и Австро-Венгрии. Его пр ...

Культура Среднего царства
Культура Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания пре ...