Сайт о культуре и искусстве

Романтизм

Другое » Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма » Романтизм

Страница 2

Уже в этот петербургский период формируется твореческая манера художника, складывается жанровый диапозон работ, в котором доминирует портрет и натюрморт. Ранние композиции, такие, как «Девочка с фруктами», «Виноград и фрукты», «Фрукты» и др. свидетельствуют о творческих способностях мастера, постепенных пробах в решениях сложных живописных задач. Хруцкий много работает и становится довольно популярным художником.

Петербургский период творчества художника стал одним из плодотворных. Его работы пользуются большой популярностью. Особенно востребованными были натюрморты, в которых он удачно повторяет одни и те же композиционные приемы, даже мало меняет предметы. Но живописец далек от тиражирования. Каждая его работа – искренний разговор со зрителем формой, колоритом, приглашение вместе полюбоваться и оценить красоту окружающего мира.

По предложению виленского архиепископа Семашки художник создает десятки полотен, в основном это портреты церковных деятелей, иконы для иконостасов нескольких храмов. Среди них выделяется несколько работ, в частности портретов. Обычно живописец обращался к несложным композициям: поясные изображения с ограниченным антуражем. Именно так показаны Малиновский, Ромер, Янковский. В этих произведениях основное внимание отводится психологическим характеристикам моделей. Одной из последних работ И. Хруцкого стал «Автопортрет» (1884 г.).

Еще одним важным представителем искусства Беларуси XIX в. был Януари Суходольский. Родился в Гродно в семье обедневшего дворянина. Во время отступления французских войск через Варшаву Суходольскому лично довелось увидеть Наполеона. Эти обстоятельства позволили будущему живописцу создать в своих батальных композициях правдивый образ французского императора. В семнадцать лет Суходольский был устроен на военную службу. Способности к рисованию пробудились у него еще в раннем детстве, но развивать он их начал уже будучи офицером. Во время службы в варшавском гарнизоне он находит время, чтобы брать уроки живописи у Л. Бродовского.

Первый крупный успех пришел в начале 1820-х гг. Во время посещения Николаем I Варшавы была организована выставка, на которой экспонировалась картина Суходольского «Смерть Варненчика». Эта картина понравилась царю, и он пожелал ее приобрести. Суходольский подарил ее императору, за что был вознагражден золотой табакеркой.

В 1830 – 1831 гг. Суходольский принял активное участие в восстании, после подавления которого был вынужден эмигрировать за границу. Некоторое время жил в Риме, где посещал мастерскую баталиста Г. Верне. С этим живописцем Суходольского впоследствии связывала продолжительная дружба. В те годы пишет несколько картин с наполеоновской эпопеи, которые имели успех и принесли известность художнику, что помогло ему вернуться на родину. Он приглашен в Петербург, где получил заказ от царя на создание батальных композиций на тему Отечественной войны 1812г.

За свою жизнь художник создал большое количество батальных картин. Большую часть жизни он прожил в Варшаве, где написал «Взятие крепости Карс», «Победа под Ялдавой», «Фельдмаршал Яскевич принимает делегацию жителей Эрзерума», «Штурм крепости Абасад» и др.

Значительное места в творчестве художника занимает тема восстания 1830 -1831 гг., которой он посвятил свои лучшие произведения. Особенный интерес вызывает «Сцена из 1831 года». На картине сожженное село, на окраине которого лежит на пепелище раненый белорусский повстанец. Ему оказывает помощь девушка. Интересный композиционный прием, которым пользуется Суходольский: группа из двух фигур размещена в центре картины, фоном для нее служит одинокая труба сожженного дома.

Уникальным явлением в искусстве было творчество художника-пейзажиста Наполеона Орды. Пианист, композитор, художник, Орда родился в д. Вороцевичи Пинского повета. Учился в Виленском университете, состоял в тайном студенческом товариществе «Заряне». Участник восстания 1830 – 1831 гг., потом эмигрировал во Францию. В середине 40-х – директор Итальянской оперы в Париже. С 1856 живет в Вороцевичах. Много путешествовал по Беларуси, Украине, Польше, Литве, делал зарисовки местностей, связанных с жизнью известных людей и археологическими памятниками. Со 140 акварелей, сделанных Ордой на Гродненщине, 40 посвящены только родному городу – Гродно. Часто рисовал Минск, Могилев и его окрестности.

Акварели и рисунки Орды переводились в литографии и издавались отдельными альбомами, графическими сериями по 20 – 30 литографий. Было издано восемь серий – 280 рисунков. Однако большая часть творении орды осталась неизданной и находится в музеях в польше.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также: