Сайт о культуре и искусстве

Романтизм

Другое » Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма » Романтизм

Страница 1

Примерно в 20-е годы XIX в. в белорусской живописи на смену классицизму приходит романтизм

(Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIII века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли свою аудиторию среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления — обладанию, динамики — статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо — в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика).

Романтизм художников Беларуси нельзя отделять от российского и общеевропейского. Его особенностью был интерес к местной истории, создание на полотне сильной, свободной личности. Этот интерес был связан с историей ВКЛ, и разработка этой проблематики содействовал пробуждению интереса к истории Беларуси в целом.

Валентий Ванькович (1799-1842 гг.) вошел в истории белорусской живописи как представитель романтизма. Начальное образование получил у учителей на дому, затем учеба в гимназии при Полоцком иезуитском коллегиуме, в котором преподавали и художественные дисциплины. Это позволило молодому художнику поступить в Виленский университет в класс Рустэма. Мастерская Ваньковича в Минске была центром, вокруг которого группировались лучшие художественные силы города. Ее часто посещали художники Дамель, Кулеша. Среди знакомых и друзей Ваньковича было много деятелей литературы и искусства Беларуси, Литвы, Польши, в том числе и Адам Мицкевич. Художник создал ряд их портретов в стиле романтизма. Полотно «Мицкевич на скале Аюдаг» является типичным примером романтического стиля. В нем в полной степени раскрылся талант молодого живописца, его преверженность к романтизму. Сваевоего героя Ванькович показывает в состоянии раздумий, глубокой сосредоточенности. Раскрытию образа содействует соответствующее композиционное построение – Мицкевич изображен в профиль, он оперся рукой на скалу и в задумчивости всматривается вдаль. Пасмурное небо, чуть видный простор моря в еще большей степени усиливают романтическое настроение портрета.

В Минске художник создает свои наиболее значимые произведения: исторические и религиозного содержания композиции и, конечно, портреты – Андрея Тавяньского и его жены Каролины, Хаминской, Липинского, Горновского, Горецкого и др.

Особое место в белорусской живописи первой половины – середины XIX в. занимает творчество Ивана Фомича Хруцкого (1810 – 1885 гг.). Родился в местечке Ула Лепельского повета в семье униатского священника. Первоначальное образование получил в гимназии при Полоцком иезуитском коллегиуме. Потом едет в столицу, где берет частные уроки у известного живописца Дж. Даву, учится как вольный слушатель в Петербургской академии искусств, занимется в мастерской А. Варнека.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Образование и наука
Образование. В результате деятельности упоминавшейся выше Образовательной комиссии к концу XVIII в. на территории Беларуси сформировалась многопрофильная система образования и просвещения, включавшая в себя разнообразные учебные заведения ...

Балет в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения – одна из этапных в развитии балета. Просветители призывали к отказу от условностей классицизма, к демократизации и реформе балетного театра. Дж. Уивер (1673–1760) и Д. Рич (1691–1761) в Лондоне, Ф. Хильфердинг (1710–176 ...

Общественная жизнь
В общественной жизни России большим влиянием пользовались’ "властители дум" - писатели. На литературной карте Тверской земли много выдающихся имён. Одно из самых ярких - имя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Великий сатири ...