Сайт о культуре и искусстве

Испытание временем

Другое » Вознесенский кафедральный собор » Испытание временем

Страница 1

Разрушительное землетрясение, случившееся в январе 1911г., стало серьезным испытанием для нового храма. Его строителям было чем гордиться: лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, выбило стекла из окон. Собор, «при грандиозной высоте своей представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус, заделанный одним концом» – писал А.П. Зенков в 1911 году в газете «Семиреченские областные ведомости» (№52,1911г.).

Вслед за этим испытанием последовал ряд ремонтных и отделочных работ на соборе. С наибольшим размахом они проводились перед празднованием 300-летия Дома Романовых в 1913г. Как показал анализ архивных фотографий и результатов обследования самого здания, по этому случаю в отделке собора преобладали цвета российского флага. Так, металлическое кровельное покрытие «в шашку» шатра колокольни и куполов было перекрашено в белый, синий, красный цвета, а на карнизах фасадов «российский флаг» можно было встретить вплоть до последней реставрации.

Многое изменилось в Верном после 1917 года. То, что еще вчера вызывало чувство гордости в сердцах его горожан, стало символом «темноты и невежества». Больше чем по причине природных стихий пострадал собор в годы лихолетий – во втором, самом трагичном периоде всей истории. Вознесенский собор явил собой пример стойкости и твердости Святому Православию в лице первого священномученника, Преосвященного Пимена.

строительство вознесенский кафедральный собор реставрация

Собор стал последним местом служения святителя, который не боялся выступать с проповедями, обличавшими убийц царя Николая П, давать христианский анализ творившимся беззакониям. 16 сентября 1918 года он был арестован и расстрелян без суда и следствия.

В 1929г. сброшены колокола со звонницы Свято-Вознесенского кафедрального собора, уничтожен удивительный по своей красоте трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворована вся церковная утварь, иконы и библиотека. В 30-х годах городские власти размещают здесь радиостанцию, затем – Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкции здания.

По иронии судьбы или по счастливой случайности к этим работам в 1934 году привлекается А.П. Зенков. Первоначальное его предложение заключалось в устройстве небольших пристроек для фондов музея по бокам колокольни. Но к исполнению было принято его же, но другое решение. В процессе приспособления собора под историко-краеведческий музей все внутреннее пространство трансформировалось настолько, что даже посвященный зритель с трудом мог определить его изначальную планировку. Однако, мастер, любивший свое произведение, возводил новые перекрытия так, что они имели независимые конструкции, удалось сохранить красочную мозаику полов и росписи потолков, маскируя их настилами и обшивкой .

Смена функций здания закономерно повлекла изменение и пространственной среды вокруг него: засаживались аллеи, благодаря которым оно когда-то просматривалось с отдаленных точек города и по которым далеко разносился звон колоколов. Яркое многоцветие куполов скрылось под зеленой краской, более удовлетворявшей вкусы того времени, маскируя функциональное назначение здания; спокойные охристые тона фасадов и интерьеров сменились на революционно-розовые. Ничто, кроме двух каменных надгробий, не напоминает, о том, что западная часть городского парка когда-то была кладбищем…

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Классицизм и романтизм
Классицизм, или неоклассицизм начала ХХ столетия называют также ампиром (от фр. empire – империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию классицизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские м ...

Театральные взгляды Б. Брехта
Любое сословие свое творит: Музыканты трезвон и вой, Священники - постный и набожный вид, А медики - годных в строй. (Б. Брехт) Эти строки Бертольд Брехт собственноручно вычеркнул из стихотворения "Легенда о мертвом солдате". Э ...

Технологии изготовления
В дальнейшем, будет рассмотрен технологический процесс создания витража. Нет точных сведений о том, где и когда впервые был создан витраж. Еще в Древнем Риме, в записях датированных Vв. Встречаются упоминания о цветных стеклах на окнах. ...