Сайт о культуре и искусстве

Испытание временем

Другое » Вознесенский кафедральный собор » Испытание временем

Страница 2

Река истории неизменно течет вперед, даже если она меняет свое русло. На смену периодам полного отрицания дня вчерашнего часто приходят ностальгия и ощущение невозможности существования без своего прошлого.

Именно такой поворот наступил в советской истории Казахстана в 70-е годы. Это время знаменуется всплеском общественного интереса к памятникам истории и культуры. Постепенно пробиваясь на государственный уровень, интерес этот создает необходимые потенциалы для их охраны и возрождения. Это время интенсивного изучения исторических мест, памятников архитектуры, бурного расцвета музейного дела, развития внутреннего культурного туризма. Активизируется деятельность Министерства Культуры Казахской ССР: налаживается государственный учет и охрана памятников, также их реставрация.

В этот период здание Вознесенского кафедрального собора было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения, и государственным бюджетом впервые выделяются средства на проведение ремонтно-реставрационных работ.

Поскольку в тот момент о восстановлении первоначальных функций собора не могло быть и речи, то перед группой архитекторов-реставраторов (под руководством А.О. Итенова) Научно-реставрационной и ремонтной мастерской Министерства Культуры стояла трудная задача – максимально обеспечить первозданную сохранность здания при условии эксплуатации его как историко-краеведческого музея. Несмотря на жесткие рамки, ограничивавшие возможности, реставраторы нашли великолепное решение, при котором хоть частично восстанавливалось первоначальное внутреннее пространство собора и его декор. Наконец, через много лет посетители музея могли хотя бы представить былую грандиозность соборных пространств. А ведь в памяти наших современников до сих пор хранятся детские впечатления от посещения Историко-краеведческого музея в 60-е: маленькие, темные помещения, низкие потолки. Нанизанные на узкие проходы, они создавали полную иллюзию многоярусного подземного лабиринта, начиненного чучелами и скелетами, куда дневной свет поступал лишь изредка и непонятно откуда. Поэтому, когда во время реставрации в 70-е было частично разобрано, в центре перекрытие второго этажа музея и открыто двусветное пространство с галереями, были сняты подшивки, скрывавшие расписанные яркими синими красками потолки и воссозданы светильники, интерьер музея-собора приобрел как бы заново свои масштабы, свет, цвет и звучание.

А когда, наконец, сняли реставрационные леса с фасадов, вряд ли кто из жителей города мог сдержать свое восхищение: до чего неожиданными были эти разноцветные шашки куполов, скрывавшиеся долгие годы под зелеными маскировочными одеждами. А золоченые кресты с отраженным в их зеркалах синим небом были просто потрясающи, вызывали чувство преклонения перед смелостью авторов проекта!

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Пример композиции татарского танца
В танце участвуют восемь девушек и восемь юношей, но число исполнителей можно увеличить или уменьшить, оставляя четным. Построен в форме перепляса группы девушек и группы юношей. Имеет игровой характер. Исполняется в быстром темпе, легко ...

Отношение М.В. Нестерова к русскому искусству
Михаил Васильевич Нестеров горячо любил Россию. Он писал Турыгину из Уфы 27 июля 1895 года: «Скажу одно, что если Италия пленяет нас своей красотой и искусством, если последнее имеет там свою родину и поныне там живёт с неувядаемой силой, ...

Магический танец вчера и сегодня
Обращаясь к истории, мы обнаружим, что религиозное танцевальное действо происходило в стенах церквей и храмов. До этого ритуальный танец исполнялся прямо на земле, на которой были начертаны священные круги, что символизировало ангелов, та ...