Сайт о культуре и искусстве

История батлеечного искусства

Другое » История белорусского театра "Батлейка" » История батлеечного искусства

Страница 2

Еще одним видом батлейки является театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на территории Беларуси в конце XIX-начале XXвв. Это была простая двухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5 х 1,5м. В верхней части коробки находились два петуха. Коробка подсвечивалась свечами, которые находились по краям батлейки. Декорации были прозрачные, их рисовали на папиросной бумаге.

Кроме перечисленных видов встречались на территории Беларуси и другие виды батлеек. Например, могилевская батлейка, которая была трехъярусной, были театры с перчаточными куклами, куклами-марионетками. Самой распространенной на территории Беларуси была двухъярусная батлейка с простыми декорациями. Встречались батлейки, которые напоминали церковь. Но чаще всего батлейки были похожими на шкафчик с дверьми в виде домика или церковки с куполом и крестом. Батлейка имела горизонтальные ярусы, каждый из которых имел пространство для вождения кукол.

Оформлению батлейки придавалось большое значение. С давних времен сохранились ее типичные особенности. Батлейка украшалась цветной бумагой, геометрическими фигурками из соломы, бумаги, резьбой, вышивкой. Сама батлейка изготавливалась из фанеры толщиной около 3мм и деревянных реек.

На верхнем ярусе двухъярусной батлейки показывались библейские сюжеты, часто связанные с Рождеством. Поэтому украшение этого яруса было богатым с элементами церковной атрибутики. На задних стенках размещались иконы, звезды, кресты и композиции библейской тематики. В центре находилась высокая, обклеенная золотой бумагой, арка, в глубине которой был алтарь. По бокам были две меньшие арки, которые служили для входа и выхода кукол. Потолок был усыпан звездами из цветного стекла. Нижний ярус оформлялся как дворец Ирода - в нем проходили бытовые сцены. В центре размещался трон Ирода.

Белорусская батлейка конца XIX-начала XXвв. имела семейные традиции. В состав хора входили и дети и взрослые. В постановках принимал участие небольшой музыкальный ансамбль, который зачастую также состоял из членов семьи батлеечников. Использовались обычно скрипка, цимбалы, дудка, бубен, гармонь.

Обычно труппа батлеечников приезжала в центр города, местечка, села и размещалась в людном месте. После кто-нибудь звал батлейку к себе домой. Батлейку ставили на стол, зажигали свечки, музыканты играли, кукловоды доставали кукол и размещали их в батлейке. Когда все было готово, спектакль начинался.

Для мещан хождение с батлейкой было любительским занятием, и также средством дополнительного заработка.

Вообще, представления батлейки можно поделить на 3 вида:

- библейско-мистериальные - сцены из библейской истории;

- шутки и комедийные сценки - в них находили отпечаток политические и общественные события. В них герои говорили от своего имени, чаще это имело вид монолога и раскрывало смешные стороны актеров;

- сценки-диалоги - это бытовые зарисовки, иногда с социальной направленностью.

Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комичными, острыми сценками. А так как зрителями были простые люди, то и герои, персонажи, события были знакомы, понятны, узнаваемы. Сатиричным образам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников. В батлейке постоянно сталкивались и между тем органично сочетались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство. Поэтому вскоре представления стали вызывать нападки духовных и светских властей.

После Октябрьской революции такие народные кукольные театры и вовсе стали приходить в упадок. Этому поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякого инакомыслия. Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале шестидесятых.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Театр российского символизма
Идея создания символистского театра следует из неоромантической концепции органического слияния на сцене всех искусств — синтеза, взращённого мощным музыкальным началом Вагнера либо обладающего воздействие музыки Малларме, по словам Андре ...

Книжный бизнес
Сегодня невозможно представить себе отрасль, где бы ни внедрялись достижения информационной индустрии. От того, насколько оперативными и качественными сведениями обладает учреждение, насколько быстро умеет предложить их потребителю, во мн ...

Светская литература
Наряду с церковно-морализаторскими произведениями времен Киевской Руси XIV - XV вв. появляются В украинской редакции такие интересные литературные сборники, как «Измарагд», переводные «духовные повести» о трех королях-волхвах. о Таудале-р ...