Сайт о культуре и искусстве

Упадок хараппских городов

Другое » Хараппская культура » Упадок хараппских городов

После нескольких столетий расцвета наступил «закат» хараппской цивилизации. Исследователи проследили внутреннее развитие хараппской культуры и определили, что существовало несколько периодов в жизни городов. В так называемый поздний период строительство в Мохенджо-Даро проводилось уже без строгого плана. К этому времени некоторые крупные общественные здания разрушились, а вместо них появились небольшие строения, нарушилось водоснабжение. Пришли в упадок многие здания и в Хараппе. Затихает некогда бурная торговля. Меняется техника изготовления керамики, тускнеет орнамент на посуде, снижается качество росписи.

Среди ученых ведутся большие споры о причине упадка хараппских центров. В течение долгого времени наиболее популярной была точка зрения, согласно которой непосредственной причиной падения хараппских центров и заката всей цивилизации было вторжение индоарийских племен. Однако новые исследования показали, что ряд городов пришел в упадок еще до появления каких-либо иноземных племен, в результате внутренних причин. Ученые связывают это с засолением почв, наводнениями, наступлением Раджпутанской пустыни, изменением русла реки Инд и т.д.

Гидрологические исследования, проводившиеся в районе Мохенджо-Даро, привели к выводу, что недалеко от этого города в древности находился центр тектонического толчка, явившийся причиной гибели города. Другие исследователи утверждают, что главной причиной разрушения Мохенджо-Даро были наводнения. Город несколько раз заливало водой, и, в конце концов, население вынуждено было его покинуть, уйти в другие области. Возможно, что и ряд других городов пострадал из-за наводнений. Недавно появилась еще одна точка зрения о причине упадка Мохенджо-Даро: изменение русла Инда повлекло за собой сильнейшую засуху, что облегчило пришельцам возможность захвата города.

Все эти высказывания касаются конкретных поселений и городов, но не объясняют, почему примерно в XVIII-XVII вв. до н.э. Хараппская цивилизация переживает период заката. Не исключено, что крупные сдвиги в хараппском обществе были связаны с определенной варваризацией культуры, наступившей в связи с резким расширением ее границ и включением отсталых по уровню развития областей. Несомненно, что именно внутренние явления послужили главной причиной заката Хараппской цивилизации и упадка ее центров.

Таким образом, в сокровищнице мировой цивилизации достойное место заняла материальная, художественная и духовная культура Древней Индии. Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высоком уровне развития литературы и архитектуры, скульптуры, ремесла, градостроительства.

Это страна высокого художественного и архитектурного творчества, включающего совершенные по уровню цивилизованности древние городские поселения, удивительные храмы, ступы и скульптурные памятники.

Но, как бы, то, ни было, одно на сегодняшний день установлено достаточно твердо и определенно: хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав существенного воздействия на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев, положивших практически заново начало древнеиндийскому очагу цивилизации.

После гибели Хараппской цивилизации история как бы делает «шаг назад» и на месте опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма.

Рекомендуем также:

Религия
О религиозных представлениях носителей хараппской цивилизации можно судить главным образом по памятникам материальной культуры. Некоторые исследователи склоны принимать огромное здание, частично раскопанное в Мохенджо-Даро (здесь был обна ...

Звонница Кижской колокольни
Таким образом, потребовалось 160 лет, чтобы объединить все три строения в единый архитектурный ансамбль. Но творческие поиски зодчих увенчались успехом. Дальнейшие изменения в облике Кижского ансамбля происходят уже в новейшее время и свя ...

Картина мира как культурологическая категория
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельно ...