Сайт о культуре и искусстве

Разбор финальной сцены фильма

Другое » Ритм как ощущение внутреннего движения в кинематографе » Разбор финальной сцены фильма

Финальная сцена фильма снята одним планом, с использованием внутреннего движения. Внутрикадрового монтажа. Тут задан тот же ритм, что и в первой сцене, уже разобранной нами. Напряжение усиливает стук колёс, движение предметов, звук из радиоприёмника.

Сцена начинается с крупного плана дочери Сталкера. Она сосредоточенно читает книгу. Вокруг неё летает тополиный пух - это метафора. Лёгкость и воздушность пуха граничит со сложным внутренним миром девочки. Затем она опускает на колени книгу, мы слышим её внутренний монолог, стихи, которые они прочла. Что такое вентилируемые фасады зданий?

Люблю глаза твои, мой друг

С игрой их пламенно чудесной

Когда их приподнимешь вдруг

И словно молнии небесной

Опишешь бегло круг,

Но есть сильней очарованье

Глаза потупленные ниц

В минуты страстного лобзанья

И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья

Стихи - мощное средство создания ритма. Они органично вливаются во временную атмосферу сцены. В ритм стихов камера начинает медленно отъезжать до среднего плана. Мы видим стол, за которым сидит девочка. На столе стоит стакан с недопитым чаем, банка и стакан из - под молока. Девочка отворачивается к окну, затем поворачивается обратно и пристально смотрит на стакан с чаем. Стакан начинает двигаться на камеру. Мы слышим, что скулит собака. Девочка оборачивается на неё. Собака замолкает. Снова смотрит на стакан с чаем, он снова продолжает двигаться на камеру и немного влево, останавливается на крае стола. Начинает двигаться банка. Девочка смотрит пристально в камеру. В детских глазах прочитывается боль, печаль, безысходность. Камера снова начинает двигаться от среднего плана до общего. Вместе с ней движется стакан из-под молока. Одновременно вдалеке раздается гудок паровоза. Девочка наклоняется и кладёт голову на стол. Стакан останавливается на крае стола, падает на пол и разбивается. Камера начинает движение в обратном направлении - наезд до крупного плана лица девочки. Вместе с движением камеры мы слышим однообразный ритмичный стук колёс, от которого начинает вибрировать стол и оставшиеся на нём предметы. Если в первой сцене это была еле заметная вибрация, то в последней - стол колышется так, что возникает ощущение присутствия в вагоне поезда. Раздаётся звук радиоприёмника - Марсельезе - гимн независимости Франции. Движение камеры заканчивается на крупном плане лица девочки. Стук колёс постепенно затихает - поезд удаляется, но вибрация от него остаётся. Затемнение.

В этой сцене так же, как и во всём фильме, мощная ритмическая основа, подпитываемая стуком колёс - лейтмотив всего фильма, ритмом поэзии, маршеобразной музыкой, вибрацией стола и предметов. Этим передан трагизм и безысходность жизни. Важно, что это мы, зрители, прочувствуем через беззащитного ребёнка - это усиливает эмоциональное воздействие картины. Зритель попадает в магическую власть времени протекающего в кадре.

Рекомендуем также:

Основные герои фильма
сюжет художественный фильм персонаж Основные герои фильма: Лола, Манни, отец Лолы и его любовница, мать Лолы, бомж, охранник, водитель скорой помощи, парень на велосипеде, работница банка, женщина с коляской, монашки, босс Мани, слепая, ...

Искусство Индии
древневосточная культура магия анимализм По сообщению литературных источников, деревянные постройки владык выделяются роскошью. Дворец самого могущественного владыки Ашоки стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы был ...

Алмаз «Шах» — один из семи исторических камней Алмазного фонда
алмаз рубин императорский бриллиантовый Алмаз «Шах» — бриллиант индийского происхождения весом в 88,7 карата. Безукоризненно прозрачный, легкого желтовато-бурого оттенка камень. Глубокая бороздка на нём свидетельствует, что его носили к ...