Сайт о культуре и искусстве

Разбор финальной сцены фильма

Другое » Ритм как ощущение внутреннего движения в кинематографе » Разбор финальной сцены фильма

Финальная сцена фильма снята одним планом, с использованием внутреннего движения. Внутрикадрового монтажа. Тут задан тот же ритм, что и в первой сцене, уже разобранной нами. Напряжение усиливает стук колёс, движение предметов, звук из радиоприёмника.

Сцена начинается с крупного плана дочери Сталкера. Она сосредоточенно читает книгу. Вокруг неё летает тополиный пух - это метафора. Лёгкость и воздушность пуха граничит со сложным внутренним миром девочки. Затем она опускает на колени книгу, мы слышим её внутренний монолог, стихи, которые они прочла.

Люблю глаза твои, мой друг

С игрой их пламенно чудесной

Когда их приподнимешь вдруг

И словно молнии небесной

Опишешь бегло круг,

Но есть сильней очарованье

Глаза потупленные ниц

В минуты страстного лобзанья

И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья

Стихи - мощное средство создания ритма. Они органично вливаются во временную атмосферу сцены. В ритм стихов камера начинает медленно отъезжать до среднего плана. Мы видим стол, за которым сидит девочка. На столе стоит стакан с недопитым чаем, банка и стакан из - под молока. Девочка отворачивается к окну, затем поворачивается обратно и пристально смотрит на стакан с чаем. Стакан начинает двигаться на камеру. Мы слышим, что скулит собака. Девочка оборачивается на неё. Собака замолкает. Снова смотрит на стакан с чаем, он снова продолжает двигаться на камеру и немного влево, останавливается на крае стола. Начинает двигаться банка. Девочка смотрит пристально в камеру. В детских глазах прочитывается боль, печаль, безысходность. Камера снова начинает двигаться от среднего плана до общего. Вместе с ней движется стакан из-под молока. Одновременно вдалеке раздается гудок паровоза. Девочка наклоняется и кладёт голову на стол. Стакан останавливается на крае стола, падает на пол и разбивается. Камера начинает движение в обратном направлении - наезд до крупного плана лица девочки. Вместе с движением камеры мы слышим однообразный ритмичный стук колёс, от которого начинает вибрировать стол и оставшиеся на нём предметы. Если в первой сцене это была еле заметная вибрация, то в последней - стол колышется так, что возникает ощущение присутствия в вагоне поезда. Раздаётся звук радиоприёмника - Марсельезе - гимн независимости Франции. Движение камеры заканчивается на крупном плане лица девочки. Стук колёс постепенно затихает - поезд удаляется, но вибрация от него остаётся. Затемнение.

В этой сцене так же, как и во всём фильме, мощная ритмическая основа, подпитываемая стуком колёс - лейтмотив всего фильма, ритмом поэзии, маршеобразной музыкой, вибрацией стола и предметов. Этим передан трагизм и безысходность жизни. Важно, что это мы, зрители, прочувствуем через беззащитного ребёнка - это усиливает эмоциональное воздействие картины. Зритель попадает в магическую власть времени протекающего в кадре.

Рекомендуем также:

Культурные универсалии
Большим достоинством культуры является то, что она позволяет людям преодолевать замедленность генетической эволюции. Модели поведения, генетически присущие организму, не дают возможности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Что ...

Ленинградский конструктивизм
Основными представителями ленинградского конструктивизма являются А.И. Гегелло, Н. Демков, Е.В. Левинсон, Э. Мендельзон, А.С. Никольский, Я.Г. Чернихов, И.Г. Явейн. Считается, что в ленинградский конструктивизм был не столь радикален, ка ...

Художественные находки живописцев XIX в
Сами импрессионисты, как чистые живописцы, не думали о столь глобальном значении своего эксперимента. Они даже не стремились к особой революции в искусстве. Просто они увидели окружающий их мир несколько по-иному, чем видели его официальн ...