Сайт о культуре и искусстве

Литература

Другое » Культура Древнего Египта » Литература

Страница 2

Еще один жанр, оформившийся в литературе Древнего Египта в эпоху Среднего царства – всевозможные нравоучительные сочинения. Значительную их часть составляют, как можно предположить, тексты, написанные преподавателями в школах писцов в воспитательных целях. Авторы «Наставлений…» и «Речей…» внушают ученикам моральные нормы, призывают к послушанию и почтительности. Другая излюбленная тема в дидактических произведениях – восхваление преимуществ, которые дает образование и должность писца. Довольно интересно проследить, какие доводы приводят авторы этих наставлений против того или иного занятия. Главный объект критики писцов-наставников – воинская служба. Тяготы и беды, подстерегающие новобранца, описаны чрезвычайно живо. Невольно складывается впечатление, что автор хочет просто запугать ученика, а не подвести того к самостоятельному выводу о предпочтительности службы чиновника.

Иногда наставнику просто не хватает достаточно убедительных аргументов – тогда он прибегает к злой насмешке. Например, не находя достаточно причин, по которым следовало бы предпочесть работу писца гораздо более спокойной должности храмового жреца, наставник просто высмеивает жрецов, которые «моются лишь по обету, а не по необходимости».

В общем и целом «Наставления» – весьма разнообразный по языку, стилю и тематике, великолепно разработанный жанр, в котором, видимо, нашла воплощение риторическая традиция египтян. Протагонистом-наставником в таких произведениях выступает уважаемый человек-либо чиновник, добившийся высокого положения, либо крупный вельможа или придворный мудрец. Некоторые из наставлений составлялись от имени фараона и представляли собой сборники советов наследнику о государственном управлении.

Особого упоминания среди прочих литературных произведений эпохи Среднего царства заслуживает «Повесть о красноречивом крестьянине». Сюжет ее прост. Крестьянин едет по дороге, которую перегородил какой-то мелкий чиновник, собирающий с путников мзду за проезд по его земле. Крестьянину нечем заплатить, и чиновник отбирает у него осла. Тогда несправедливо обобранный крестьянин является во дворец фараона и начинает жаловаться на судьбу и на обидчика. Фараона привлекает красноречие жалобщика, необычное для простого крестьянина. Он велит подвести крестьянина поближе, и, выслушав жалобы, решает вознаградить крестьянина за такой талант, осыпает его дарами и оставляет при дворе.

«Повесть о красноречивом крестьянине» – возможно, первое в истории мировой литературы произведение, героем которого выступает представитель низших слоев населения, выступающий с обличительными речами в адрес более высокородного или богатого обидчика.

Среднее царство оставило потомкам немало произведений поэтического творчества. В основном это философская поэзия светской или религиозной тематики, проникнутая либо настроениями тщеты человеческого существования, либо, напротив, восхвалениями в адрес жизни и призывами заботиться больше о сегодняшнем дне, чем о загробном существовании. Примеры двух этих направлений поэтического творчества – «Разговор разочарованного со своей душой» и «Песнь арфиста». «Песнь…», исполнявшаяся, видимо, во время пиров и праздничных застолий, исполнена бодрости и жизнелюбия. «Разговор…» же – диалог отчаявшегося человека с собственной душой. Душа старается вернуть ему радость, рисует красочные картины веселья и жизни, нов конце концов сдается перед аргументацией хозяина и соглашается с тем, что его стремление умереть вполне обоснованно, и что жизнь на земле действительно ничто. Наряду с философскими сочинениями поэты Среднего царства создали немало образцов великолепной любовной лирики, неоднократно переводившейся на многие современные языки. Египетское поэтическое наследие – малоизвестная сторона творчества Анны Ахматовой, создавшей лучшие в России переводы любовной лирики Древнего Египта.

Новое царство – время «державной» литературы. В это время, в период наивысшего расцвета Египетского царства, оформляется литературный канон. Многочисленные папирусные свитки времен Нового царства содержат изложения мифов – в поэтической и прозаической форме, жизнеописания фараонов и истории победоносных походов.

Мифология, важная составная часть религиозного мировоззрения древних египтян, ранее существовавшая почти исключительно в виде устного творчества, песнопений жрецов и лишь отчасти воспроизводившаяся в гробничных надписях и молитвах (главным образом, миф об Осирисе). Теперь же оформляется канон мифологических сказаний, в который входят и космологические мифы, и истории сотворения всего живого. Интересно отметить сходство некоторых сюжетов египетской мифологии с современной им шумерской. Особенно яркий пример пересечения – история о том, как Исида (она же Инанна шумеров) обманом выясняет у Ра-Амона, бога Солнца, его тайное имя, дающее власть над Ра. В шумеро-аккадском «Эпосе о Гильгамеше» эпизод с выяснением тайного имени верховного божества и погоня за Инанной занимает весьма значительное место.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Знаменитейшие залы дворца
В Версале было очень много различных почётных дворов, среди которых почётное место занимал Мраморный. Сюда выходили королевские покои, поэтому часто под балконом комнаты Людовика XIV разыгрывались театральные представления. На этой «сцене ...

Задачи режиссёра, воплощённые в фильме
Главной задачей своего творчества А. Тарковский считал, создание своего, индивидуального потока времени, передачи в кадре ощущения его движения, его бега. В фильме "Сталкер" это индивидуальное движение и бег времени, безусловно, ...

Андрей Денников, режиссер—постановщик театра кукол им. С.В. Образцова
- Андрей, как Вы пришли в театр? - Дело в том, что изначально я поступил в РГГУ, на историко—филологический факультет. Все было прекрасно, благополучно, я успешно учился, мне как будто даже нравилось. И, тем не менее, глубоко внутри я чу ...