Литература
Еще один жанр, оформившийся в литературе Древнего Египта в эпоху Среднего царства – всевозможные нравоучительные сочинения. Значительную их часть составляют, как можно предположить, тексты, написанные преподавателями в школах писцов в воспитательных целях. Авторы «Наставлений…» и «Речей…» внушают ученикам моральные нормы, призывают к послушанию и почтительности. Другая излюбленная тема в дидактических произведениях – восхваление преимуществ, которые дает образование и должность писца. Довольно интересно проследить, какие доводы приводят авторы этих наставлений против того или иного занятия. Главный объект критики писцов-наставников – воинская служба. Тяготы и беды, подстерегающие новобранца, описаны чрезвычайно живо. Невольно складывается впечатление, что автор хочет просто запугать ученика, а не подвести того к самостоятельному выводу о предпочтительности службы чиновника.
Иногда наставнику просто не хватает достаточно убедительных аргументов – тогда он прибегает к злой насмешке. Например, не находя достаточно причин, по которым следовало бы предпочесть работу писца гораздо более спокойной должности храмового жреца, наставник просто высмеивает жрецов, которые «моются лишь по обету, а не по необходимости».
В общем и целом «Наставления» – весьма разнообразный по языку, стилю и тематике, великолепно разработанный жанр, в котором, видимо, нашла воплощение риторическая традиция египтян. Протагонистом-наставником в таких произведениях выступает уважаемый человек-либо чиновник, добившийся высокого положения, либо крупный вельможа или придворный мудрец. Некоторые из наставлений составлялись от имени фараона и представляли собой сборники советов наследнику о государственном управлении.
Особого упоминания среди прочих литературных произведений эпохи Среднего царства заслуживает «Повесть о красноречивом крестьянине». Сюжет ее прост. Крестьянин едет по дороге, которую перегородил какой-то мелкий чиновник, собирающий с путников мзду за проезд по его земле. Крестьянину нечем заплатить, и чиновник отбирает у него осла. Тогда несправедливо обобранный крестьянин является во дворец фараона и начинает жаловаться на судьбу и на обидчика. Фараона привлекает красноречие жалобщика, необычное для простого крестьянина. Он велит подвести крестьянина поближе, и, выслушав жалобы, решает вознаградить крестьянина за такой талант, осыпает его дарами и оставляет при дворе.
«Повесть о красноречивом крестьянине» – возможно, первое в истории мировой литературы произведение, героем которого выступает представитель низших слоев населения, выступающий с обличительными речами в адрес более высокородного или богатого обидчика.
Среднее царство оставило потомкам немало произведений поэтического творчества. В основном это философская поэзия светской или религиозной тематики, проникнутая либо настроениями тщеты человеческого существования, либо, напротив, восхвалениями в адрес жизни и призывами заботиться больше о сегодняшнем дне, чем о загробном существовании. Примеры двух этих направлений поэтического творчества – «Разговор разочарованного со своей душой» и «Песнь арфиста». «Песнь…», исполнявшаяся, видимо, во время пиров и праздничных застолий, исполнена бодрости и жизнелюбия. «Разговор…» же – диалог отчаявшегося человека с собственной душой. Душа старается вернуть ему радость, рисует красочные картины веселья и жизни, нов конце концов сдается перед аргументацией хозяина и соглашается с тем, что его стремление умереть вполне обоснованно, и что жизнь на земле действительно ничто. Наряду с философскими сочинениями поэты Среднего царства создали немало образцов великолепной любовной лирики, неоднократно переводившейся на многие современные языки. Египетское поэтическое наследие – малоизвестная сторона творчества Анны Ахматовой, создавшей лучшие в России переводы любовной лирики Древнего Египта.
Новое царство – время «державной» литературы. В это время, в период наивысшего расцвета Египетского царства, оформляется литературный канон. Многочисленные папирусные свитки времен Нового царства содержат изложения мифов – в поэтической и прозаической форме, жизнеописания фараонов и истории победоносных походов.
Мифология, важная составная часть религиозного мировоззрения древних египтян, ранее существовавшая почти исключительно в виде устного творчества, песнопений жрецов и лишь отчасти воспроизводившаяся в гробничных надписях и молитвах (главным образом, миф об Осирисе). Теперь же оформляется канон мифологических сказаний, в который входят и космологические мифы, и истории сотворения всего живого. Интересно отметить сходство некоторых сюжетов египетской мифологии с современной им шумерской. Особенно яркий пример пересечения – история о том, как Исида (она же Инанна шумеров) обманом выясняет у Ра-Амона, бога Солнца, его тайное имя, дающее власть над Ра. В шумеро-аккадском «Эпосе о Гильгамеше» эпизод с выяснением тайного имени верховного божества и погоня за Инанной занимает весьма значительное место.
Рекомендуем также:
Древний Рим
В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы. Римский масте ...
Символизм в работах Босха
Символы меняют значение в зависимости от контекста, да и происходить они могут из самых разных, порой далеких друг от друга источников - от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений.
Среди самы ...
Нательное искусство
Татуировка (англ. tattoo) - способ нанесения рисунка на тело посредством введения пигмента под кожу. История татуировки насчитывает более 60000 лет. Археологические находки свидетельствуют, что татуировки были и во времена фараонов в древ ...