Сайт о культуре и искусстве

Духовная культура Египта

Другое » Культура Древнего Египта » Духовная культура Египта

Страница 1

Письменность – вот благодаря чему вопреки времени возродилась память об одной из древнейших культур в истории человечества, египетской. Несомненно, были и более древние весьма развитые культуры (примером тому могут служить древние африканские цивилизации), но от них остались лишь памятники материальной культуры, не слишком проясняющие, что представляла из себя данная культура. Египтяне, первыми из известных истории народов изобретшие письменность, сохранили память о себе под развалинами городов и под грузом тысячелетий.

Система письма берет свое начало от рисуночного письма. Египтяне довели иероглифику до подлинных высот художественного мастерства.

Иероглифическое письмо древних египтян содержало около 800 различных знаков. Впрочем, в различные периоды истории Египта некоторые знаки исчезали, появлялись новые, менялось их значение, что, кстати, немало помогает при датировке того или иного исторического документа.

Изначально иероглифическое письмо было просто знаковым и было тесно связано с предметным миром и повседневной деятельностью человека. Впоследствии этими же знаками стали пользоваться для передачи и более отвлеченных понятий, а еще позднее египтяне перешли на звуковое письмо. При этом слова, не имевшие собственных обозначений, стали передаваться на письме знаком сходной фонетической формы, что привело к полисемантичности иероглифов.

В дальнейшем египетское письмо получило частично слоговую форму, в значительной степени утратив связь с изначальным рисуночным письмом. К примеру, значок, обозначавший канал – «мер», стали писать как соответствующий по звучанию слог многосложного слова.

С развитием этого письма в египетской письменности возникли первые «буквы» – согласные. Они обозначались значками односложных слов-понятий и соотносились с первой буквой слога. Гласных букв египтяне на письме не обозначали, а для облегчения чтения вводили дополнительные знаки-детерминативы.

Самым наглядным, хотя и предельно упрощенным, образчиком алфавитного письма древних египтян могут служить изделия их предприимчивых потомков. Едва ли найдется турист-иностранец, который не увез бы из Египта сувенир – кусок папируса, на котором в овальном картуше (некогда отмечавшем в текстах царские имена) изображено несколько картинок-иероглифов, складывающихся в его имя. Каждой букве современных алфавитов соответствует определенный иероглиф, и таблица соответствий продается в той же лавке, где трудится «писец».

Не стоит, однако, полагать, что изучив эту «азбуку», всякий сможет прочесть подлинный древнеегипетский текст – алфавит и фонетический строй языка древних египтян сильно отличались от того, что предлагают на продажу нынешние «дети Нила».

Письменность Египетского царства в общих чертах сформировалась уже в раннединастический период. Существовало две основных системы – иероглифическое письмо и иератическая скоропись. Первый вид письменности носил исключительно сакральный характер. Иероглифами украшали стены усыпальниц знати и фараона, ими записывали наиболее важные сведения государственного и исторического характера. Скорописью пользовались в целях более прозаических. Все хозяйственные документы, трактаты и литературные произведения записаны именно иератическим письмом.

В позднюю эпоху, примерно в VII в. до н.э., иератическое письмо развилось в скоропись – так называемое демотическое письмо.

Что касается иероглифики – священного письма, то лучшей иллюстрацией может служить таблица Нармера (изображена на рисунке 4). Изображение сокола, который держит в лапе веревку, протянутую через ноздри лежащего на земле человека с растущими из прямоугольника-тела шестью стеблями тростника, является записью о том, что фараон (его символизирует сокол, это один из древнейших образов царя и бога Гора) захватил в плен шесть тысяч пленников (пленник изображен с максимальной наглядностью, каждый стебель тростника обозначает число «1000»).

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

История создания Свято-Вознесенского собора
История строительства Вознесенского кафедрального собора в Алматы уходит в 70-е годы XIX века. Временное военное укрепление в Семиречье было построено по указу царя Николая I в 1855г., а уже в 1867 городок у подножия Заилийских гор станов ...

Феномен демократической экономической культуры
Демократическая экономическая культура представляет собой взаимодействие, взаимоопосредование, взаимную адаптацию разделенных (корпоративных) смыслов, ценностей, норм, идеалов, институциональных (гуманитарных) механизмов, регулирующих и у ...

Попытка социологического прогноза
Посмотрим теперь, какие аргументы можно противопоставить высказанному выше утверждению о том, что человечество как общественное целое уже переступило порог эпохи интуитивнойкультуры. Вспомним приведенные П.Кууси данные демографических исс ...