Сайт о культуре и искусстве

Импрессионизм как направление в искусстве

Другое » Берта Моризо - импрессионист XIX века » Импрессионизм как направление в искусстве

Страница 1

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начале XX в. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни.

Термин этот родился случайно. Поводом послужило название пейзажа К. Моне "Впечатление. Восход солнца" (от французского impression - впечатление), появившегося на выставке в 1874 году в ателье фотографа Надара. С 15 апреля по 15 мая проходит первая выставка художников, названных впоследствии импрессионистами. Они были названы так критиком Луи Леруа в статье, опубликованной 25 апреля в журнале "Charivari". Это первое публичное выступление группы художников, объединившихся вокруг Э.Мане (в него входили К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро и другие), было встречено официальной буржуазной критикой грубыми насмешками и травлей. Правда, уже с конца 1880-х годов формальные приемы их живописи были подхвачены представителями академического и салонного искусства, что дало повод Дега с горечью заметить: "Нас расстреливали, но при этом обшаривали наши карманы".

Клод Моне. Впечатление, Восход солнца

(1873, Холст, масло, 48x63, Музей Мармоттан, Париж)

На полотне, написанном художником в его родном городе Гавре, изображена почти нереальная картина восхода солнца над водной гладью гавани. Цвета только слегка обозначены, все подернуто легкой сероватой дымкой, сквозь которую виднеются расплывчатые силуэты судов и кранов. И только красный шар солнца пробивается сквозь утренний туман, создавая в центре картины яркое цветовое пятно. Если отойти от картины на некоторое расстояние, то резкие мазки кисти превращаются в легкую рябь на воде, придавая всей картине удивительную реальность и осязаемость. Впервые в истории живописи художник попытался запечатлеть не реальный объект, а свое впечатление от него.

Причины, которые заставили художников объединиться и выставить свои картины вопреки официальному мнению жюри, были просты. С одной стороны, выставка явилась своеобразным манифестом, провозглашающим существование нового молодого направления, которое заявило о себе в полный голос. С другой стороны, она привлекала знатоков и ценителей, которые могли стать потенциальными покупателями. Ведь до этого гарантией значимости картины было участие ее автора в официальном Салоне. Поэтому К. Моне взял на себя труд по организации коллективной выставки в надежде, что отвергнутые поодиночке, собравшись вместе, художники смогут привлечь внимание к своему творчеству и своим проблемам.

Большинство с энтузиазмом и с полным пониманием значения происходящего откликнулось на призыв Моне: О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, П. Сезанн, Э. Дега, Б. Моризо, А. Гийомен. Художники старшего поколения - Э. Буден, Ш. Добиньи, И. Ионкинд - решили поддержать молодежь. И только Э.Мане, признанный всеми мэтр, отказался принять участие в выставке: он признавал только мнение официального жюри Салона и боялся навлечь на себя его гнев.

"Импрессионизм - это в первую очередь достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности" (В.Н. Прокофьев). Стремясь к максимальной непосредственности и точности в передаче зримого мира, они стали писать преимущественно на открытом воздухе и подняли значение этюда с натуры, почти вытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой в мастерской.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Фонтан «Дубовый»
«Дубовый» – первый фонтан Верхнего сада. В 1734 году П. Суалем сделал чертежи круглого бассейна, а К. Растрелли изготовил из свинца скульптурные декор: дуб, трех драконов и шесть дельфинов. Свинцовый дуб простоял до 1746 года, после чего ...

Начало грандиозного строительства
версаль королевский франция садовый зал Просто так королевские и царские резиденции не строятся никогда. Для этого, как минимум, необходим каприз венценосной особы, подкрепленной определенной решимостью и (желательно) казной. Для создани ...

Пит Мондриан
Пит Мондриан (наст. имя Питер Корнелис) - голландский художник. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи. Р ...