Сайт о культуре и искусстве

Древнеегипетский город и жилище

Другое » Архитектура и мебель Древнего Египта » Древнеегипетский город и жилище

Страница 1

За 3000-летнию историю своего развития – от плетёных хижин и вырытых в песке ям-могил до грандиозных пирамид Древнего царства и храмов-исполинов Нового царства – египетская архитектура пережила несколько периодов, из которых каждый имел свои признаки и отличительные черты. И вместе с тем для египетской архитектуры может быть в большей степени, чем для архитектуры какой-либо иной страны, свойственно наличие общих признаков, характерных для всех периодов развития.

Один из этих признаков – монументальность. Пирамида поражает и подавляет своей грандиозностью. Как отмечает советский египтолог В.В. Павлов, «культ количественного корениться во всей природе Древнего Египта». Однако сами по себе размеры пирамиды не определяют ещё целиком ее монументальности. Монументальность пирамиды выражается всеми особенностями её архитектурной композиции: геометризмом формы, величественным спокойствием, лаконизмом, отсутствием декора. Гладкие полированные плиты известняка, покрывающие всю её наружную поверхность, создают впечатление монолита идеальной геометрической формы.

Монументальность, коренящаяся во всей природе египетского зодчества, в каждый отдельный период его истории находит иное воплощение.

Монументальность храмов Нового царства проявляется в грандиозности их размеров, величественность пропорций, обязательном введении масштаба.

Деталь, повторяющая в меньшем размере форму, доминирующую в сооружении, подчёркивает величину сооружения. Небольшая дверь между башнями пилонов акцентировала величину пилона. Статуя в человеческий рост, помещённая 20-метровых колоссов Рамсеса в Абу-Симбеле, подчёркивала его сверхчеловеческую сущность. Тысячи мелких фигурок поверженных врагов возвеличивали высившуюся над ними фигуру фараона-победителя.

Введение масштаба позволяло создать иллюзию грандиозности даже сравнительно небольших памятников: небольшие фигурки людей, помещённые между лапами сфинксов, ведущих к карнакскому храму, способствовали зрительному увеличению их размеров.

Древнеегипедские храмы.

Симметричность, выраженная в равномерном распределении массы по отношению к центральной оси в пирамиде и в тождественности граней в храме, воплотилась в размещении всех помещений на одной продольной оси: аллея сфинксов, доходящая до центрального входа, вход, главный неф гипостильного зала, дверь, ведущая в святилище, наконец само святилище. При этом направление центральной оси подчёркивалось особым архитектурным приёмом: сооружением специального карниза над дверью, расширением главного нефа, увеличением высоты колонн.

Архитектура сооружения сливается с его декоративным убранством – с колоннами, имеющими капители в форме цветов и бутонов лотоса, папируса, пальмовых листьев, с расписными потолками в виде звёздного неба, со статуями, стоящими во дворах, залах и святилищах, с рельефами, украшающими пилоны и стены. Рельефы, покрывающие всю неотъемлемую часть. Они дополняют архитектурный образ, раскрывают смысл. Египетский рельеф, плоскостной по своему характеру, сливается с плоскостью стены и ещё больше подчёркивает её монументальность.

Египетский художник умел использовать отдельную часть стены для создания композиции, согласованной с общим замыслом сооружения. При этом он не ограничивался лишь требованиями эстетики. Строго установленная символика обусловливала выбор сюжета изображения и определяла его место в здании, подобно тому как принятая схема расположения помещений диктовала план сооружения, который подчинялся существующим правилам.

Основные правила построения, сложившиеся в глубокой древности, освящённые религии и ставшие канонами, определили развитие египетской архитектуры, её сущность.

Как показывают памятники, правила эти не были незыблемы на всём протяжении истории египетской архитектуры, они изменялись по мере развития египетского общества, мировоззрения и искусства, но сущность их, обусловленная спецификой египетского социального строя, сохранялась на всём протяжении истории Др. Египта.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Советская культура 1929-1956 гг
С конца 20-х гг. в жизни советского общества наметились радикальные перемены. Был отброшен рыночный вариант экономического развития страны, что объяснялось усилением власти коммунистической партии, поставившей задачу мобилизовать все ресу ...

Тема и идея фильма
Конец игры – начало новой игры. Фильм «Беги, Лола, беги» - это фильм о роли человека в своей судьбе. Фильм о том, над чем человек волен, а над чем нет. Многое в человеческой судьбе зависит от него самого. Путь уже предрешён, нужно лишь с ...

Проявление эпохи Возрождения в культуре Беларуси
Возрождение в Беларуси проявилось в трех основных направлениях:: письменность (печать, литература, общественная мысль), зодчество и народное творчество. В истории общественной и философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следую ...