Монашеские ордена, история их возникновения и роль в структуре средневековья. "Иезуитский орден"
Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм.
феиСредневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения городов, а на их развалинах. Города расцвели, в ситуации расцвета монастыря и замка.
История Средневековья это борьба:
· городов с феодальными синьорами;
· за самоуправление или независимость;
· за судебный иммунитет и освобождение от податей;
· за признание горожанина свободным человеком.
Основные компоненты средневековой культуры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная.
A. Религиозно-церковная культура наиболее развитая в ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. Мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Бог - первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля, плоть - царство низменного, греховного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов.
Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятниках архитектуры - церкви и соборы романского и готического стилей.
Б. Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре.
В. Культура народная. Народная культура - антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного.
Этапы развития средневековой культуры:
1. Культура варварских государств (V - IX вв.).
2. Культура времени господства романского стиля (X - XII вв.)
3. Культура готики (XIII - XVI вв.).
Особенность культуры варварских государств – слияние культуры новых племен, их представлений с «дряхлой культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете ювелирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.
Особенность романского стиля - господство церкви; создание монастырей - очагов культуры; строительство крепостей. Появление романского стиля это рождение как системы самой средневековой культуры, а также и рождение самой Европы как некоего целого.
Особенность готики - развитие городов; появление новой социальной силы – горожан; утверждение придворной, светской, рыцарской культуры, лирики, культа «прекрасной дамы».
Суть трех этапов - «из камней феодализма и обломков римского права складывается огромная, универсальная цивилизация Средних веков» (Г. Честертон).
Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат.Roma - Рим) и указывает на его связь с античной, древнеримской культурой. Романский стиль развивается прежде всего во Франции (XI в.).
XIII - XIV в.в. - время расцвета готического стиля, расцвета средневекового искусства, науки, развития университетов, культуры, литературы.
Черты духовной культуры Средневековья:
1) доминирование христианской религии (новая мировоззренческая опора сознания);
2) традиционализм, ретроспективность (анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками нормированного мировоззрения);
3) символизм (текст, Библия, - повод для размышлений);
4) дидактизм (деятели средневековой культуры - проповедники, преподаватели богословия);
5) универсальность, энциклопедичность знания;
6) рефлексивность, (роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения, «Исповедь» Августина);
7) историзм (идея неповторимости событий, их единичность, уникальность факта явления Христа как начала истории).
Особенности культуры Средневековья:
1. догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость (патристика - учение отцов церкви, основное религиозное направление переходной эпохи).
2. противоречивость - эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу.
3. двойственность она проявлялась и на уровне отдельного человека (носителями противоположных тенденций зачастую выступали одни и те же люди).
4. разделение мира на: мир Бога и мир человека.
5. рыцарская культура.
6. появление новых форм и жанров литературы: роман, сатира и т.д.
7. появление национальных особенностей, связанных с формированием национальных государств.
- Причины создания ордена Иисуса
- Основатель ордена иезуитов - Игнатий Лойола
- Устав ордена
- “Мораль” иезуитов
- Орден Иисуса во главе контрреформации
Рекомендуем также:
Аллегория в декоративно–прикладном искусстве
С использованием аллегории в этом виде искусства я ознакомлю на примере работ наиболее выдающихся французских художников XV – XVI веков.
Наряду с развитием архитектуры, живописи и скульптуры в XV – XVI веках значительных успехов достигаю ...
Карнавалы в России XVIII - XIX
веков
Карнавальные празднества в России – явление дуалистического (двойственного) порядка: с одной стороны, они оказались заимствованными из опыта европейской карнавальной культуры и на первых порах насильственно насаждались верховной властью, ...
Образование и наука
Образование. В результате деятельности упоминавшейся выше Образовательной комиссии к концу XVIII в. на территории Беларуси сформировалась многопрофильная система образования и просвещения, включавшая в себя разнообразные учебные заведения ...