Сайт о культуре и искусстве

Искусство и Боги Древнего Египта

Другое » Искусство и Боги Древнего Египта

Заводя разговор о богах и обрядах, необходимо изучить основные положения самой священной книги народа. Для древних египтян такой книгой являлась "Книга Мёртвых", которая была для них как Библия для христиан. Но перевод названия является не точным, если переводить буквально, выходит "Изречения выхода в день". Этот древнейший текст, считался таковым уже во время правления Семти, фараона I династии. Он, посвящён загробной жизни и тому, как к ней подготовиться. Лишь очень не большие фрагменты книги повествуют о магических ритуалах. Большая ее часть является описанием состояний отлетевшей от тела души, поджидающих её испытаний и её существованию в более тонких измерениях. И всё же «Книга мертвых» может сообщить нам важные культурно-исторические сведения.

"Книга мёртвых" может дать ключ к пониманию того, как египтяне получили своё первоначальное «мистическое» знание. Согласно исследованиям Уоллис-Баджа книга не египетского происхождения, и, хотя местное население того времени имело определённое представление о потусторонней жизни и богах, но они все еще оставались аборигенами и не знали процедуры погребения, описанной в книге. Это подтверждают и научные находки: не найдено ни одной мумии того времени. То есть «Книга мертвых» является отправной религиозной и отчасти культурной точкой для Древнего Египта.

Стоит задать вопрос, почему появилось искусство в Древнем Египте, какой цели оно служило? И почему оно так величественно?

Ответом на этот вопрос я вижу две причины.

Первая. Скульптура, архитектура, живопись создавались лишь с целью обозначить власть богов и в первую очередь силу и могущество «бога на земле» - фараона.

Можно привести в пример, что в искусстве Древнего Египта, в рельефах и росписях, фараон традиционно изображался намного выше всех остальных, а статуи фараонов приобретали грандиозные размеры, угрожающе смотря на человека-зрителя сверху вниз, почти с небес: статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле, колоссы Аменхотепа III в Фивах, статуи царицы Хатшепсут высотой 5 и 8 метров из храма в Дейр-эль-Бахри, статуя фараона Хефрена в Гизе и др. А так же сфинкс Хефрена, стоящий перед храмом этого фараона.

Вторая. Поскольку культурной базой становится «Книга мертвых», то очень важен культ погребения. Наивысшим воплощением его стали пирамиды – гробницы фараонов.

Это период объединения Нижнего и Верхнего Египта под властью единого правителя. Первого фараона называют Мемфис, именно он основал столицу нового государства на границе прошлых двух и назвал в свою честь. Фараонов первых двух династий, которые и относят к этому периоду, хоронили в масштабах – сооружение прямоугольной формы с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камерой, состоящей из нескольких помещений. Фараоны первой династии свои гробницы снаружи облицовывали кирпичом, а второй династии - камнем и ярко раскрашивали.

Во время Древнего царства была сильная централизованная власть фараонов, что и стало причиной построения пирамид именно в эту эпоху. Ученые того времени стандартизовали письменность, календарь, изучали астрономию, математику медицину. В этот период особенно почитали бога солнца Ра. Именно в его честь, вместе с возведением пирамиды фараона Хуфу в Гизе, был обработан огромный осколок скалистых пород, ставший сфинксом – защитником пирамид. Так же активно строились храмы этого бога. В период Древнего царства Египет был разделен на 42 нома во главе которых стояли номархи, они наблюдали за сбором налогов, после чего возвращались в столицу (Мемфис). Однако в период пятой династии их влияние сильно возросло: они стали подолгу оставаться в своих номах, сохраняли титул пожизненно и даже стали передавать его по наследству. Такое дробление сильно ослабило центральную власть. Появление местной власти стало причиной возникновения статуй и гробниц номархов.

Гробницами всех фараонов третей династии должны были стать только изобретенные Имхотепом ступенчатые пирамиды, но закончены были только две. По версии изобретателя, первого советника фараона, такая форма должна была стать лучшим проводником на тот свет, чем в масштабах. Пирамида была окружена огромными каменными стенами, длинною в 547 метра и шириною в 278 метра, но погребальная камера находилась так же под землей.

В конце третей династии культ бога Ра изменил форму пирамид. Они стали строится с прямыми стенами, т.к. считалось что фараоны – дети Ра, а прямые стены, как лучи солнца, помогают им подняться обратно на небо. Шедевром этого времени стала пирамида Хеопса, позже названная одним из чудес света. Т.к. ее высота 146 метров, а это больше чем высота собора Св. Петра в Риме – крупнейшего христианского храма.

Начало эпохи среднего царства положили конец войнам и междоусобным распрям. Но центральная власть была все же менее слабой, об этом свидетельствует двукратный перенос столицы сначала в Фивы, а потом в Ити-Тауи. За первый переходный период между Древнем и Средним царством народ Египта частично утратил веру во всемогущество фараонов из-за множества войн, по этой причине зарождается культ Осириса – покровителя загробной жизни. В его честь строятся статуи и многие предметы в гробницах подписываются. Активно начинает развиваться портретная скульптура. К примеру, статуя Сенусерта 3.

Период нового царства стал эрой выдающихся фараонов и цариц. Это стало причиной появления Долины царей и Долины цариц. В эту эпоху правителей погребали в гробницах высеченных в скалах. Усыпальницы находились на западном берегу Нила, напротив Фив и были практически не заметны снаружи, но внутри они поражают богатыми росписями.

Так же эпоха Нового царства характеризуется обилием скульптур воинов и людей среднего достатка, появляются гравюры, где женщины занимаются подбором благовоний и другими обыденными делами, статуэтки девушек-служанок. Таким примером становится изображение акробатки.

Рекомендуем также:

Одежда Рококо XVIII века
Мужской костюм стиля рококо. Стиль той эпохи носил черты хрупкости и утонченности, манерности и чувственности. В центре внимания оказываются внутренний мир и переживания человека. Это наложило отпечаток и на характер костюма. В светских с ...

Символика цвета в немецком языке
Как уже было сказано цвета национальны. Цветовая символика у разных народов может не совпадать, так как каждый народ по-своему соотносит определенный цвет с той или иной ситуацией. На протяжении столетий символика цвета у немцев сохраняла ...

Поль Гоген
Обостренное неприятие "цивилизованного" европейского общества определило также и внутреннее содержание искусства Поля Гогена (1848-1903). Художник ищет свои идеалы не просто в заморских странах, но и в другом временном измерении ...