Сайт о культуре и искусстве

Резьба по дереву, посуда из дерева, веретенные изделия

Другое » Формирование центров художественных ремесел Южного Урала » Резьба по дереву, посуда из дерева, веретенные изделия

Страница 3

Во всех сферах жизни башкирского народа мы встречаем синтез культуры степных кочевников с культурой народов лесной зоны. В посуде это проявляется достаточно ярко.

Деревянная посуда без сомнения тоже является национальной посудой башкир. До прихода на территорию Южного Урала кочевых башкирских племен тюркского этноса, коренные жители краю активно использовали изделия из дерева, которое являлось основным сырьем. В процессе формирования башкир как отдельной национальности, произошел синтез культур племен и народов, участвовавших в генезисе. При расселение башкирских племен в лесостепной зоне отпала острая нехватка древесины, и деревянные изделия прочно вошли обиход.

Башкирская деревянная посуда разделяется на две группы — цельная долбленая посуда и посуда со вставными донцами.

Самыми большими и наиболее грубыми сосудами являются сара и табак (ашлау). Сара — короткое и широкое корытце, табак — огромная деревянная чаша до 50 и более сантиметров в диаметре с ушком у края, в котором проделано отверстие для подвешивания. Сара и различной формы табак, чаще всего сделанные из древесных наростов, употребляются для пищи (в них еда подается или хранится).

Большие и глубокие чаши с небольшой ручкой — алдыр — делаются из березового или лиственничного нароста (уру). Служат для черпания и разливания по чашкам кумыса. Плоские чашки (тустак, тагась) делаются очень тщательно и используются для питья кумыса. Башкирский ковш (ижау) имеет довольно плоскую, продолговатую форму со слегка загнутым кверху носком. (Приложение Г, рисунок Г.2). Ручке ковша придается причудливая форма, она часто украшается резьбой. Чаще всего вырезается из березового нароста или корня. Для черпания пищи употребляются большие половники (сумэсь), круглой или слегка вытянутой формы с длинной ручкой. (Приложение Г, Рисунок Г.4). Ложки (калак) служат для черпания пищи и очень мелки. Для черпания лапши (салма) используются особые продырявленные черпаки (салма алкыс) или плетеные из черемуховых или калиновых прутьев (сулпы).

При изготовлении хлебов используется корытообразный лоток для переноски муки — сылькаус. Силяк (чиляк) — высокий сосуд со вставленным в его широкой части дном, выдолбленный из ствола липы (редко березы). Бывает от 20 см до метра и более высотой, от 10 до 40 см в диаметре. На середине ближе к верхнему краю имеются ушки с продернутой в них веревкой для переноски. Силяк средних размеров с крышкой, служащий для хранения и перевозки меда, называется батман. Силяк употребляется для приготовления кумыса и айрана, для хранения зерна, муки и пр. Силяк высокий (около метра) и очень малого размера (15–18 см) служит для сбивания масла и называется кубы.

Для доения кобылиц выдалбливается деревянный подойник (куняк) со вставным дном, ушком сзади и небольшой выемкой — носиком спереди. Так же, как и силяк, делаются невысокие ведерки или кадочки (тапан), в которых держат воду, подают для питья кумыс.

Сосуды с крышкой (коряга) емкостью от одного до двух ведер украшаются резьбой. Используются для приготовления буза. Берестяной кувшин (туз кумган) с деревянными дном и крышкой, в которой вырезаны два носика, используется для омовений. Берестяные сосуды коез и тырыз сшиваются конским волосом, имеют форму кузовков с пришивным донышком, используются для сбора ягод, хранения принадлежностей рукоделия и пр.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Издательско-книготорговая библиография сегодня
Издательское дело и книжная торговля с момента возникновения развивалась в неразрывной связи с библиографией. Крупнейшие российские издатели и книготорговцы Н.И. Новиков, В.С. Сопиков, А.Ф. Смирдин, М.О. Вольф, И.Д. Сытин, Н.Г. Мартынов, ...

Большой театр, гостиница «Метрополь»
Большой театр раньше выглядел иначе: строже, с глухими стенами по фасаду, без боковых окон, с гипсовой квадригой вместо бронзовой, отлитой бароном Клодтом. Прибавьте плац-парад на месте нынешнего сквера перед Большим театром - и предмет г ...

Аллегория зрения
Лев встречает Даму, держа свое четырехугольное знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога; тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Она отказалась смотреть на земн ...