Сайт о культуре и искусстве

Классицизм в художественной культуре XIII-XIX веков

Другое » Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм » Классицизм в художественной культуре XIII-XIX веков

Классицизм возник как параллельное течение, направленное критически против легковесности, пренебрежения к разуму ради эстетства, свойственные рококо. Образцом для подражания становится Греция с ее классической простотой, минимумом деталей и родством с природой.

Шарден в своих картинах восславлял простоту и уют буржуазного быта, их (3го сословия) добропорядочность и трудолюбие.

Законодателями классицизма в музыкальной культуре XVIII века являются Людвиг Ван Бетховен, Гайдн и, конечно, этот «венский Пушкин» Моцарт. От этих венских классиков мир унаследовал столько несравненных образцов оперной, камерной и симфонической музыки.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII — начала XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Согласно эстетике классицизма художественное произведение рассматривается как плод разума и логики, торжествующим над хаосом чувственно воспринимаемой жизни. Герои классицизма обладают стойкостью против превратностей судьбы, подчиняют свои страсти долгу, разуму, высшим интересам общества, законам общества. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

В живописи примером классицизма служит хорошо известный шедевр Николы Пуссена «Тайная вечеря» и другие его полотна, воплотившие мечту классицистов о «золотом веке».

Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций), которое приобрело актуальность в результате археологических раскопок (Помпея).

В классицизме для трагедий и комедий возродилось знаменитое правило античного театра о трех единствах времени, места и действия. Из ярких представителей классицизма в литературе можно выделить Корнеля (произведения:Сид, Гораций), Расина, Мольера (Тартюф, Мещанин во дворянстве, Скупой, Дон Жуан), русский Фонфизин (пьеса Недоросль, хотя художественное своеобразие этой социальной комедией, по мнению некоторых критиков, не вписывается в рамки классицизма).

Именно от классицизма пошла вся эта нормативность и жесткая регламентация художественных правил, строгая иерархия жанров, приобретших теперь четкие содержательные границы и целый набор формальных признаков. Благодаря учреждению в Париже (а именно во Франции в отличие от других европейских стран в силу ряда исторических причин классицизм довлел над всеми остальными художественными направлениями) Королевских академий живописи, скульптуры и архитектуры теоретические доктрины классицизма были надежно и надолго закреплены.

Классицизм воплотил основные идеи «просветительства»: требование «естественности», разумности и нравственности.

В годы Французской революции получил распространение «революционный» классицизм (Энгр, Леду), обусловленный героикой революционного времени. Своим эпитетом классицизм обязан Ж.Л.Давиду, ведущему мастеру французской живописи, впервые соединившему культ античности с идеалами Просвещения.

Рекомендуем также:

Скульптура
Как и все остальные области изобразительного искусства, древнеегипетская скульптура составляет часть религиозно-магической практики этой цивилизации. Все без исключения статуи, сохранившиеся до наших дней, представляют собой часть культа. ...

Эпоха великого кризиса
Продолжая исследование предложенной модели психоинформационной интерпретации выводов П.А.Сорокина, обратим внимание на периоды фазовых переходов от сенсорных к интуитивным парадигмам. Рассмотрение этих периодов должно быть тем более интер ...

Произведения витражного искусства
Витражные композиции как характерные примеры сочетания света и цвета играли декоративную роль, и, по началу, архитектура здания не зависела от размера окон. Поскольку сначала строился каркас здания, а уж потом вставлялся витраж. Выполнялс ...