Сайт о культуре и искусстве

Особенности мировоззрения

Другое » Готический витраж. Обзор художественного наследия » Особенности мировоззрения

В основе каждого мировоззрения лежит вера во что либо. В христианстве – это вера в Бога. Бог в христианском мировоззрении является Творцом мира и утверждается как личное бытие Высшего, его личное отношение к сотворённым существам и вселенной в целом через любовь, его диалогическое самораскрытие в актах откровения.

Церковь как социальный институт является в эпоху средневековья активнейшим участником устройства общественной жизни. Храмовая архитектура - воплощение такой концепции и с ее помощью распространялись ценности христианского мировоззрения.

В готическом искусстве сходятся житейская и духовная жизнь. Важно отметить, что большинство людей в то время были неграмотными, и искусство, на службе церкви сумело выработать доступную систему образов, понятную тем, кто не владел ни чтением, ни писанием.

Витражи становятся своего рода иллюстрациями к Библии, доступными и понятными. Преображая свет, они создавали атмосферу волшебства и мистифицировали воображение до предела.

Отражение мировоззрения, вернее его направленности, хорошо отражено в принципе алхимии, который упоминает Рохтмистров В.: «…получается, что основной задачей алхимии, является преобразование неблагородной материи, в благородную…» [10; С. 34]. В действительности, можно использовать эту характеристику для мировоззрения, со стороны молящихся. Пытаясь попасть в Царство Божье , они действительно «преображали» материю души своей.

Важную роль в мировоззрении людей того времени играют следующие две функции - идеологическая и символическая. В то же самое время, первая отражается во второй, а она в свою очередь переходит в аллегорию. Для средневекового человека всё видимое было лишь отражением невидимого, высшего мира, его символом. Собор олицетворял совершенную форму и воздействовал и на человеческую душу. Отмечают, что все люди того периода в большей или меньшей степени владели языком символов. Ориентация по сторонам света, архитектурные формы и детали, цвет – все было пронизано символизмом восприятия. Психология восприятия как создателей храмов, так и созерцателей, монахов, мирян была весьма активна. Мировоззрение складывается из проблемы восприятия. Как отмечает С. Даниель, огромную роль играло воображение, оно доигрывало недостающие главы в этом представлении [5; С.31].

Рекомендуем также:

Ленинградский конструктивизм
Основными представителями ленинградского конструктивизма являются А.И. Гегелло, Н. Демков, Е.В. Левинсон, Э. Мендельзон, А.С. Никольский, Я.Г. Чернихов, И.Г. Явейн. Считается, что в ленинградский конструктивизм был не столь радикален, ка ...

Культура Просвещения
Если XVII в. для европейской культуры был временем бурного развития естественных наук и формирования нового взгляда на природу, то в XVIII в. объектом изучения стали также общество и многочисленные социальные институты. Именно это столети ...

Современный японский сад
В последние годы сильно возрос интерес к японским садам. В современном мире постоянно происходит множество событий, насыщенных динамикой, каждодневным напряжением, а порой стрессами, поэтому человек испытывает огромную потребность в отвле ...