Сайт о культуре и искусстве

Жизненный путь В.М. Васнецова

Другое » Свидетельство о вере и Церкви росписей собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве » Жизненный путь В.М. Васнецова

После революции Виктор Михайлович остаётся ревностным прихожанином храма Св. Троицы (ныне подворье Троице-Сергиевой Лавры), а после того как храм заняли обновленцы, становится прихожанином храма свв. мчч. Адриана и Натальи. В письме сыну Михаилу 29 мая 1926 года Виктор Михайлович писал: «Я написал крест с распятием для нашего прихода в церковь «Адриана и Наталии» - наша прежняя приходская церковь «Троица» в Троице занята давно обновленческой церковью»

Церковь Адриана и Наталии находилась на пересечении 1-й Мещанской ул. (просп. Мира) и Адриановского пер. построена в 17 веке, не сохранилась.

В экспозиции Дома-музея В.М.Васнецова в Васнецовском переулке в Москве представлено письмо настоятеля храма Св. Троицы, а затем храма свв. мчч. Адриана и Натальи священника Александра Николаевича Стефановского, в котором отец Александр, поздравив Виктора Михайловича с принятием святых Христовых Тайн, делится с Виктором Михайловичем впечатлениями от выставки В. Васнецова: «Никогда не изгладятся из моей души чувства восхищения, страха, сердечного умиления, пережитые около Ваших картин. Невозможно определить всё огромное значение Вашей выставки для верующей Москвы – и маловерующей. Позволяю себе только высказать, что всякий, думаю, уходит с Вашей выставки более верующим и более верным учеником Господа Спасителя, чем когда входит на выставку. Это проповедь Евангелия более могущественная, более захватывающая, чем сотни наших слабых пастырских слов.

Сам Виктор Михайлович Васнецов так оценивал свое творчество: «Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я , как Православный и искренно верующий Русский не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души. В Православной церкви мы родились, Православными дай Бог и помереть»

Похоронен он по православному обряду. Служились панихиды, читалась Псалтирь над гробом, потом чин погребения, лития. М.В. Нестеров в письме отцу Сергию Дурылину из Москвы 1-3 августа 1926 года рассказывает о похоронах В.М. Васнецова по православному обряду «Шли обычные и необычные панихиды. Приходили малоизвестные батюшки. Любители и близкие читали псалтырь . Ночью тихо мерцали лампады, свечи. Тишина нарушалась мерным, значительным чтением псалтыря…Вынос в церковь Адриана и Натальи. Епископ прислал отказ «по болезни». Лития. Духовенство с о. Александром во главе… Гроб поставили перед «Распятием» - одной из самых последних работ Виктора Михайловича, подаренной своему приходу. Служил о. Александр, сослужило ему восемь священников и два диакона, один из них – великолепный протодиакон – сибиряк. Прекрасный хор, певший всё время песнопения старых композиторов Бортнянского и Турчанинова. Вот и начало отпевания, прекрасное чтение Евангелия о. Иоанном Кедровым. Простое, трогательно-задушевное слово о. Александра. Долгое прощание, и гроб на руках близких, художников и народа был вынесен. Процессия двинулась снова к дому, а потом, после литии, к Лазаревскому кладбищу.

Рекомендуем также:

Возникновение субкультуры стиляг. Мода предателей
Одной из главных причин появления движения "стиляг" стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их сем ...

Философское осмысление понятия символа
Философское осмысление понятия символа восходит к античности; именно с античной культурой нередко принято связывать само появление отвлеченных смыслов, абстрактного мышления. Платон дал целостную трактовку символа как интуитивно постигае ...

Культура России XIX – начала XX в
Каждое развитое общество представляет собой динамичное единство культуры и цивилизации. В российском обществе вплоть до конца XIX в. культура прогрессировала значительно быстрее цивилизации. Наиболее глубокие и впечатляющие изменения прои ...