Сайт о культуре и искусстве

Трансформация гладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечением римлян

Другое » Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации » Трансформация гладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечением римлян

Страница 1

Теперь из театра переместимся в римский амфитеатр, где проходили бои гладиаторов. Гладиаторские бои имели давнюю традицию еще до постройки амфитеатров в Италии. Известна изначальная связь гладиаторских боев с погребальными торжествами («бустум» - костер, на котором сжигали тело умершего, или могила). Обычай гладиаторских боев пришел в Рим вероятнее всего из Этрурии (по другой версии - из Кампании), где он также носил религиозно - обрядовый характер. Происхождение этого обычая объясняют по - разному; есть основания полагать, что в древности над гробом заслуженного война принято было убивать людей, осужденных на смерть, принося тем самым кровавую жертву богам подземного царства. Со временем, видимо, с этим жестоким обычаем покончили и вместо этого стали устраивать на похоронах ритуальные бои людей с мечами в руках – гладиаторов (от «гладиус» - меч).

Первые организованные гладиаторские игры еще сохраняли связь с погребальными обрядами. В 264г.до н.э. эти зрелища устроили сыновья Луция Юния Брута на его похоронах. Обычай утвердился в Риме, и с тех пор во время пышных, торжественных похорон видных граждан в их честь постоянно устраивали игры гладиаторов. Так, в 62 г. до н.э. Квинт Цецилий Метел Сципион провел кровавые зрелища в память о своем приемном отце, в 59 г. до н.э. тем же способом почтил память своего отца Фавст Корнелий Сулла. Цезарь же впервые устроил гладиаторские игры в честь умершей женщины – своей дочери Юлии. Эти факты свидетельствуют о следовании традиции погребальных обычаев, утвердившихся в Италии еще прочнее, чем в Греции.

Шли годы, и гладиаторские игры стали устраивать и по другим поводам; вошли они и в программу зрелищ во время некоторых праздников. В I в. до н.э. организаторами игр выступали или государственные власти через какое – либо должностное лицо, чаще всего городского эдила, или же частные лица, имевшие для этого достаточно средств; позднее игры почти всегда устраивал император. Кровавые зрелища все больше становились излюбленным развлечением римлян, которые уже не могли без них обходиться и то и дело требовали показать им, как люди убивают друг друга в амфитеатре. В эпоху империи погребение высокопоставленных особ также часто сопровождалось гладиаторскими играми. Жители Рима пользовались любыми похоронами сколько-нибудь состоятельных людей, чтобы под этим предлогом потребовать проведения игр. Такие же нравы царили и в других городах: в Полленции, например, как рассказывает биограф двенадцати императоров Светоний, «чернь не выпускала с площади процессию с прахом старшего центуриона до тех пор, пока силой не вынудила наследников потратить большие деньги на гладиаторские зрелища. Впрочем, Тиберий, собрав войска, сурово покарал всех, кто участвовал в этом бесчинстве»

Как показывают эпиграфические памятники, гладиаторские бои устраивали не только на похоронах. Завещания предусматривали повторение игр в определенные сроки и после погребения: согласно надписи в Ости, сражения гладиаторов в честь некоей покойной Эмили Агриппины должны были происходить ежегодно.

Растущая популярность гладиаторских игр требовала иметь под рукой большое число хорошо подготовленных и обученных бойцов. Это привело к созданию специальных гладиаторских школ, где шло обучение. Предприниматель, подобравший группу гладиаторов, продавал их затем или отдавал внаем организаторам публичных зрелищ. Гладиаторские школы организовывались по инициативе частных лиц, или по инициативе государства, не только в Риме, но и в иных городах Италии и в провинциях.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Глем
«Глем» фактически довел до предела развитие стиля «Модов», «Свингующего Лондона», «Психоделистов» и «Хиппи». Все эти субкультуры первыми выдвинули концепцию «unisex» (то есть смешения полов в молодежной культуре, когда подчеркивание «муже ...

Характерные черты и основные центры развития культуры в империи инков
Язык. Кечуа, язык инков, имеет очень отдаленное родство с языком аймара, на котором говорили индейцы, жившие вблизи озера Титикака. Неизвестно, на каком языке общались инки до того, как Пачакутек в 1438 возвел кечуа в ранг государственног ...

Классицизм и романтизм
Классицизм, или неоклассицизм начала ХХ столетия называют также ампиром (от фр. empire – империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию классицизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские м ...