Сайт о культуре и искусстве

Александр Алексеевич Горский

Другое » Реформы в балете – насущное требование к искусству танца в обновляющемся мире » Александр Алексеевич Горский

Страница 1

Возглавив московскую труппу, А.А.Горский стал осуществлять реформу балета. Горский стремился преодолеть многие условности академического балета XIX века: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы. Заботясь о логике развития сюжета, исторической достоверности и точности национального колорита, Александр Горский работал с художником Константином Коровиным.

Первым спектаклем, вошедшим в историю балета, стал «Дон Кихот» Людвига Минкуса, в 1900 году. Затем Горский создал свои редакции балетов:

«Лебединое озеро», на музыку Чайковского (редакции: 1901, 1912, 1922 годов)

«Жизель», на музыку Адольфа Адана (редакции: 1907, 1911, 1922 годов)

«Конёк-Горбунок», на музыку Цезаря Пуни (редакции: 1901, 1912, 1914 годов)

В этих спектаклях Горский усиливал действенность отдельных эпизодов, а также реформировал принципы построения кордебалетных танцев, отступив в них от правил симметричного расположения ансамбля.

Спектакль Горского лепился в Москве вопреки строгим академическим законам и заветам Мариуса Петипа. Как только талантливый ученик вырвался от пожилого мэтра, совершил путешествие из Петербурга в Москву, он начал осуществлять свои знаменитые балетные реформы. И «Лебединое» попало в зону его первостепенных интересов. Он начал с простого переноса в Москву спектакля Мариинского театра (директор императорских театров как раз и рассчитывал, что в Москве будут клонировать столичную продукцию Петипа). Это был 1901 год, самый первый год Горского в Большом театре, отсюда и юношеская робость. Дальше, при следующих возобновлениях балета, он стал смелее – посягнул на белые картины Льва Иванова и качественно переделал сцены во дворце, не говоря уже о сюжете, который отныне предполагал для Зигфрида и Одетты счастливый финал. Более всего его раздражала версальская симметрия, на которую молился Петипа. Горский восхищался большими полотнами хореографа-патриарха, но подспудно чувствовал, что новое время требует совсем иной стилистики. Горский не боялся эксперимента – во время репетиций он разговаривал с каждой танцовщицей-лебедем, объясняя ей, что она живая и эта жизнь не должна прекращаться на сцене. Отныне лебеди не стояли отрешенной от мира шеренгой, они были естественны и эмоциональны. Понятно, что пресловутая симметрия при этом ломалась, но любая революция предполагает разрушение. Еще Горскому хотелось, чтобы пантомима входила в ткань балета не инородным телом, как было раньше, когда передвижения второстепенных героев по сцене и тупое хлопанье ресницами двигали сюжет, но как бы вплеталась в танец. Он придумал роль Шута, на чьей игре держится вся первая картина во дворце. Однако игра была игрой, а большой пируэт Шута, который многие зрители принимают за принадлежность – кто спектакля Петипа, кто Григоровича, - впервые возник у Горского.

Осуществив классические постановки Мариуса Петипа, Александр Алексеевич, под влиянием Московского Художественного театра, обратил свой интерес к литературным источникам, поставив балеты:«Дочь Гудулы», на музыку А. Ю. Симона 1902), где на сцене жила живая народная толпа;«Саламбо», на музыку А. Ф. Арендса (1910);«Любовь быстра!», на музыку Э.Грига (1913)В 1916 году осуществил опыт постановки балета на музыку Пятой симфонии А. К. Глазунова

Запись танца

В современном мире балетные партии артисты могут выучить по видео записи, разумеется обладая знанием академической школы, стиля спектакля и разрешением хореографа.Знание записи танцев сыграло большую роль в определении судьбы Горского. В свое время он записал постановку Петипа «Спящая красавица», и именно поэтому ему предложили поставить этот балет в Москве, что он и сделал всего за три недели.

Горский стремился преодолеть многие условности академического балета 19 в.: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы и т.п. Знаток спектаклей Петипа, он шёл от буквальных повторов его постановок в Большом театре («Спящая красавица», 1899;«Раймонда», 1900) к творческой их переработке, заботясь о целостности балетного зрелища, логике и стройности сюжета, естественности пластики, режиссуре ансамблей. Так, отвлечённые кордебалетные ансамбли Петипа он заменял танцами, оправданными действием; сотрудничая с художником К.А. Коровиным, добивался исторической достоверности оформления, точности национального колорита. Значительным явлением стала его постановка балета «Дон Кихот» в 1900. Спектакль был проникнут страстной стихией танца, который возникал из действия и эмоционально выражал его. Исходя из тех же принципов, Горский неоднократно перерабатывал «Лебединое озеро» (1901, 1906, 1912, 1920), «Жизель» (1907, 1911, 1918, 1922), а также балеты «Конёк-Горбунок», «Тщетная предосторожность», «Корсар», «Баядерка» и др. Ставя новые спектакли («Дочь Гудулы» А.Ю. Симона, 1902; «Саламбо» А.Ф. Арендса 1910; «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига, 1913 и др.), ещё чаще создавая собственные модернизированные редакции старых, он добился того, что балет Большого театра вернул себе утраченные было любовь и уважение зрителя. В его спектаклях выступали Е.В. Гельцер, М.М. Мордкин, В.А. _аринк, С.В. Фёдорова, А.М. Балашова, В.А. Рябцев, В.Д. Тихомиров, Л.Л. Новиков, А.Е. Волинин, Ф.М. Козлов и другие.Значение Горского для балетной труппы Большого театра очень велико. Реформируя балет, Горский считался со спецификой московского театра, приверженностью его артистов драматизированному и характерному танцу, его эксперименты отвечали тенденции развития русского балета начала ХХ века. Горский оказал влияние на творчество многих крупных московских артистов: Е. В. Гельцер, М. М. Мордкина. Работая в качестве педагога в Театральном училище и в театре, воспитал несколько поколений московских танцовщиков, которые стали его последователями (В. А. Каралли, С. В. Федорова, А. М. Мессерер).

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Искусство Индии
древневосточная культура магия анимализм По сообщению литературных источников, деревянные постройки владык выделяются роскошью. Дворец самого могущественного владыки Ашоки стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы был ...

Особенности политической и хозяйственной культуры Древнего Египта. Быт, нравы и обычаи египетского общества
Египет всегда управлялся абсолютным монархом (обладал неограниченной властью и мог присвоить себе любой титул). Царь, или фараон, считался живым богом, который после своей иллюзорной смерти должен присоединиться к другим божествам. Он нос ...

Сад святилища Хэйан-дзингу
Синтоистское святилище Хэйан-дзингу постороено в 1895 году (период Мэйдзи) в честь 1100-летнего юбилея со дня основания города Киото. Это уменьшенная копия первого императорского дворца в столице Хэйан-кё (старое название Киото), который ...