Сайт о культуре и искусстве

Александр Алексеевич Горский

Другое » Реформы в балете – насущное требование к искусству танца в обновляющемся мире » Александр Алексеевич Горский

Страница 1

Возглавив московскую труппу, А.А.Горский стал осуществлять реформу балета. Горский стремился преодолеть многие условности академического балета XIX века: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы. Заботясь о логике развития сюжета, исторической достоверности и точности национального колорита, Александр Горский работал с художником Константином Коровиным.

Первым спектаклем, вошедшим в историю балета, стал «Дон Кихот» Людвига Минкуса, в 1900 году. Затем Горский создал свои редакции балетов:

«Лебединое озеро», на музыку Чайковского (редакции: 1901, 1912, 1922 годов)

«Жизель», на музыку Адольфа Адана (редакции: 1907, 1911, 1922 годов)

«Конёк-Горбунок», на музыку Цезаря Пуни (редакции: 1901, 1912, 1914 годов)

В этих спектаклях Горский усиливал действенность отдельных эпизодов, а также реформировал принципы построения кордебалетных танцев, отступив в них от правил симметричного расположения ансамбля.

Спектакль Горского лепился в Москве вопреки строгим академическим законам и заветам Мариуса Петипа. Как только талантливый ученик вырвался от пожилого мэтра, совершил путешествие из Петербурга в Москву, он начал осуществлять свои знаменитые балетные реформы. И «Лебединое» попало в зону его первостепенных интересов. Он начал с простого переноса в Москву спектакля Мариинского театра (директор императорских театров как раз и рассчитывал, что в Москве будут клонировать столичную продукцию Петипа). Это был 1901 год, самый первый год Горского в Большом театре, отсюда и юношеская робость. Дальше, при следующих возобновлениях балета, он стал смелее – посягнул на белые картины Льва Иванова и качественно переделал сцены во дворце, не говоря уже о сюжете, который отныне предполагал для Зигфрида и Одетты счастливый финал. Более всего его раздражала версальская симметрия, на которую молился Петипа. Горский восхищался большими полотнами хореографа-патриарха, но подспудно чувствовал, что новое время требует совсем иной стилистики. Горский не боялся эксперимента – во время репетиций он разговаривал с каждой танцовщицей-лебедем, объясняя ей, что она живая и эта жизнь не должна прекращаться на сцене. Отныне лебеди не стояли отрешенной от мира шеренгой, они были естественны и эмоциональны. Понятно, что пресловутая симметрия при этом ломалась, но любая революция предполагает разрушение. Еще Горскому хотелось, чтобы пантомима входила в ткань балета не инородным телом, как было раньше, когда передвижения второстепенных героев по сцене и тупое хлопанье ресницами двигали сюжет, но как бы вплеталась в танец. Он придумал роль Шута, на чьей игре держится вся первая картина во дворце. Однако игра была игрой, а большой пируэт Шута, который многие зрители принимают за принадлежность – кто спектакля Петипа, кто Григоровича, - впервые возник у Горского.

Осуществив классические постановки Мариуса Петипа, Александр Алексеевич, под влиянием Московского Художественного театра, обратил свой интерес к литературным источникам, поставив балеты:«Дочь Гудулы», на музыку А. Ю. Симона 1902), где на сцене жила живая народная толпа;«Саламбо», на музыку А. Ф. Арендса (1910);«Любовь быстра!», на музыку Э.Грига (1913)В 1916 году осуществил опыт постановки балета на музыку Пятой симфонии А. К. Глазунова

Запись танца

В современном мире балетные партии артисты могут выучить по видео записи, разумеется обладая знанием академической школы, стиля спектакля и разрешением хореографа.Знание записи танцев сыграло большую роль в определении судьбы Горского. В свое время он записал постановку Петипа «Спящая красавица», и именно поэтому ему предложили поставить этот балет в Москве, что он и сделал всего за три недели.

Горский стремился преодолеть многие условности академического балета 19 в.: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы и т.п. Знаток спектаклей Петипа, он шёл от буквальных повторов его постановок в Большом театре («Спящая красавица», 1899;«Раймонда», 1900) к творческой их переработке, заботясь о целостности балетного зрелища, логике и стройности сюжета, естественности пластики, режиссуре ансамблей. Так, отвлечённые кордебалетные ансамбли Петипа он заменял танцами, оправданными действием; сотрудничая с художником К.А. Коровиным, добивался исторической достоверности оформления, точности национального колорита. Значительным явлением стала его постановка балета «Дон Кихот» в 1900. Спектакль был проникнут страстной стихией танца, который возникал из действия и эмоционально выражал его. Исходя из тех же принципов, Горский неоднократно перерабатывал «Лебединое озеро» (1901, 1906, 1912, 1920), «Жизель» (1907, 1911, 1918, 1922), а также балеты «Конёк-Горбунок», «Тщетная предосторожность», «Корсар», «Баядерка» и др. Ставя новые спектакли («Дочь Гудулы» А.Ю. Симона, 1902; «Саламбо» А.Ф. Арендса 1910; «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига, 1913 и др.), ещё чаще создавая собственные модернизированные редакции старых, он добился того, что балет Большого театра вернул себе утраченные было любовь и уважение зрителя. В его спектаклях выступали Е.В. Гельцер, М.М. Мордкин, В.А. _аринк, С.В. Фёдорова, А.М. Балашова, В.А. Рябцев, В.Д. Тихомиров, Л.Л. Новиков, А.Е. Волинин, Ф.М. Козлов и другие.Значение Горского для балетной труппы Большого театра очень велико. Реформируя балет, Горский считался со спецификой московского театра, приверженностью его артистов драматизированному и характерному танцу, его эксперименты отвечали тенденции развития русского балета начала ХХ века. Горский оказал влияние на творчество многих крупных московских артистов: Е. В. Гельцер, М. М. Мордкина. Работая в качестве педагога в Театральном училище и в театре, воспитал несколько поколений московских танцовщиков, которые стали его последователями (В. А. Каралли, С. В. Федорова, А. М. Мессерер).

Страницы: 1 2

Рекомендуем также: