Сайт о культуре и искусстве

История местных верований, культов и религиозных обрядов как неотъемлемая часть происхождения римских празднеств и зрелищ

Другое » Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации » История местных верований, культов и религиозных обрядов как неотъемлемая часть происхождения римских празднеств и зрелищ

Страница 1

Из истории Древнеримской цивилизации доподлинно известно, что гораздо больше, чем музыка, выступления танцоров и даже театральные представления, жителей притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах.

Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов. Древние итальянцы не знали антропоморфизма, и только под влиянием этрусков, а позднее греков римляне начали представлять своих богов и богинь в человеческом облике. Культ Аполлона был воспринят из Греции благодаря большой известности, которую во всем античном мире приобрело святилище Аполлона в Дельфах, куда ездили за прорицаниями и из греческих городов Италии. В Риме почитали 12 главных божеств, и со временем их стали отожествлять с великими греческими богами. Но наряду с этими главными божествами в Италии продолжали чтить и многочисленных местных богов и духов. Среди широких масс населения особенно распространены были хозяйственные культы. В Италии охотно воздавали почести божествам земледельцев: Церере и Марсу, который лишь со временем стал всесильным патроном города Рима, считаясь отцом Ромула.

Вместе с тем молитвы и ритуальные заклятия возносили и иным божествам или демонам, от которых, по традиционным верованиям итальянцы, зависели плодородие земли, судьба урожая, успешное проведение тех или иных полевых работ. Необходимые ритуальные формулы молитв и заклятий передавались устно, знать их должен был каждый отец семейства, каждый сельский хозяин. Со временем ритуальные формулы, способы совершения обрядов стали фиксировать письменно - богатые сведения о культовых обычаях древних римлян можно найти в трактатах о сельском хозяйстве, прежде всего у Катона Старшего. Земледельческие обряды играли в жизни Рима столь большую роль, что уже в первые годы римской истории, во времена самого Ромула ( по мнению Плиния Старшего), возникла особая жреческая коллегия из 12 человек, называвшихся « арвальскими братьями» ( от «арвалис»- полевой, пахотный). Это были представители самых знатных родов, и в их обязанности входило поддерживать культы особо чтимых местных земледельческих божеств. Каждую весну, в середине мая, коллегия устраивала Амбарвалии-праздник торжественного обхода полей в честь Марса, Цереры и богини Деи Дии. Амбарвалии – обычай торжественной процессией обходить поля, заклиная богов и принося им жертвы,- мы находим во всей его древней чистоте еще много веков спустя после его зарождения. Всякому виду сельскохозяйственных работ должны были предшествовать соответствующие жертвоприношения и молитвы. Свои, особые обряды совершались и при подрезке ветвей деревьев, причем жертвы приносились богу или богине, кому была посвящена та или иная роща. Как бы взамен священной рощи божеству отдавали борова. Собираясь корчевать лес, римлянин опять-таки приносил жертвы и творил молитвы богам, повторяя их ежедневно, пока длились работы в лесу.

Существовали и многие другие формы молитв, заклинаний и обрядовых песен, часто связанные с определенными районами страны. Здесь можно назвать фесценнины-народные сатирические песни или стихи в форме диалога, происхождение которых связывают с этрусским городом Фесценнией. Эти полные насмешки, задиристые, иногда едкие и язвительные куплеты, понизанные « италийским остроумием», звучали на торжествах в честь сельских богов, например в праздник урожая, а также на некоторых семейных празднествах, чаще всего на свадьбах. Скорее всего, что в фесценнинских песенках таились уже зачатки местной, италийской драмы, подобно тому, как в Греции из песен комосов – участников праздничных деревенских шествий, прославлявших животворящие силы природы, - родилась древнегреческая комедия. Быть может, театральное искусство в Риме развивалось бы иными, самобытными путями, если бы в III в. до н.э. благодаря греку Ливию Андронику на римской сцене не утвердилась бы греческая драма.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Советская культура 1929-1956 гг
С конца 20-х гг. в жизни советского общества наметились радикальные перемены. Был отброшен рыночный вариант экономического развития страны, что объяснялось усилением власти коммунистической партии, поставившей задачу мобилизовать все ресу ...

Металлисты
Это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в конце 1970-х. Слово "металлист" — русское, производная от слова "металл" с добавлением заимствованного латинского суффикса "-ист" ...

Культурная интеграция
Элементы, составляющие культуру, как правило, представляют собой согласованное и сбалансированное целое. Однако идеальная интеграция недостижима по той простой причине, что исторические события постоянно оказывают влияние на культуру. Кро ...