Сайт о культуре и искусстве

Культ предков

Другое » Представления о духах, предках и месте Китая в окружающем мире в традиционной китайской культуре » Культ предков

Страница 1

В древнем Китае получили распространение различные формы культы, однако особое значение имел культ предков, т.е. обожествление и почитание предка рода по мужской линии. Этот культ оказал решающее влияние на весь характер китайской общественной структуры, на формирование социальных отношений в стране. Корни его уходят в культ мертвых, а сам культ предков был позднее возвеличен конфуцианством. Значением этого культа в истории и культуре Китая настолько велико, что многие специалисты считают его основным видом религии в Китае, а не только отличительной особенностью всей китайской цивилизации.

Еще протокитайцы эпохи неолитических культур Яншао и Луншань верили в загробный мир, где душа умершего пребывает после смерти. Вероятно, уже в первобытную эпоху у далеких предков китайцев сложились зачатки представлений о том, что души умерших, обитающие в ином мире, способны оказывать влияние на судьбы живущих в этом мире. В иньском и раннечжоуском Китае древний культ мертвых получил очень большое развитие и постепенно превратился в детально разработанный и обставленный торжественными ритуалами культ родословных предков. Особенно пышно и торжественно отправлялся этот культ в честь старших родовых предков, родоночальников основной линии определенного родо-племенного коллектива. Именно с почитанием родовых предков был связан и культ верховного божества Шанди в Инь (династии Шань-Инь - 1766 до н. э. — 1122 до н. э) и в начале Чжоу (династия Чжоу - 1122 до н. э. — 247 до н. э.).

Характер культа родовых предков в Инь и в начале Чжоу говорит о том, что этот культ был характерен для знати, родовой аристократии. Чем знатней был человек, тем ближе он стоял к покойному или живущему ещё вану, тем большую роль играло в его жизни и в его служебных обязанностях играло все то, что было связано с культом предков. Всем покойным предкам регулярно приносились жертвы, в их честь совершались торжественные обряды, для участия в которых собиралась многочисленная родня. Центральную роль в торжественном обряде жертвоприношения играл сам покойный предок, а точнее, замещявший его мальчик, обычно старший внук покойного. Считалось, что дух покойника на время жертвоприношений вселялся в его внука.

Сравнительно простой культ предков, доведенный до предельных значений и всеобъемлющих масштабов, предоставил возможность осуществить социальный идеал, провозглашенный Конфуцием. Конфуцианство предало культу предков глубокий смысл и превратило этот культ в первую и наиболее важную обязанность каждого китайцы. Средоточием культа становится принцип “сыновней почтительности” — сяо. Его суть заключена в следующей цитате из второй главы «Лунь-Юя»: «Служить родителям согласно правилам ли, похоронить их, соблюдая установления ли, и приносить им жертвы, придерживаясь установлений ли”.

Главный смысл «правил ли» - полное и абсолютное послушание. Согласно этим правилам, уважать родителей и беспрекословно повиноваться им, всю жизнь заботиться об отце и матери и постоянно угождать им, услуживать, - таковы священные обязанности сына.

Культ предков приобретает всеобъемлющее социальное значение: добродетельный сын — от простолюдина до императора — посвящает свою жизнь служению родителям при их жизни и после смерти. Устойчивость такой вертикали является залогом должного устройства и порядка в государстве, объединяющем отдельные семьи в единую огромную семью. Преданный сын — верный подданный есть основа конструкции. Так конфуцианство преобразовало религиозный культ в социальную доктрину, придав ей универсальное значение и государственный статус.

Почтение к родителям затмило все иные отношения в китайском обществе. Китайское письменное наследие — от мифов, легенд, поэм и драм до династических историй и официальных документов — переполнено назидательными сюжетами, воспевающими сыновнюю почтительность. Некоторые из этих образцов способны эпатировать нашего читателя, но отнюдь не китайца, воспитанного в сыновнем послушании и служении родителям. Так, один бедняк не мог прокормить одновременно и престарелую мать и малолетнего сына. Посоветовавшись с женой — мол, сына они могут иметь другого, а матери другой не будет, — он продал сына. Потом бедняк копал яму и выкопал сосуд с золотом и надписью, гласящей, что Небо награждает его за сыновнюю почтительность. Столь экстремальные ситуации не так уж часты в китайских назидательных сюжетах, но все же очевидно, что сыновняя почтительность есть постоянная доминанта китайской этики и этнопсихологии. Она неизменно проявляет себя в повседневной жизни, начиная с семейного уклада (без окончательного вердикта семейного старейшины в семье ничего не предпринимается) и заканчивая высоким государственным служением (достижения на этом поприще посвящены живым или покойным предкам).

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Культура Древнего Китая
Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тысячелетия до н.э. до III в. н.э. Ее характер во многом обусловили географическое положение Китая, изолированность от других очагов цивилизации – в том числе Месопотамии ...

Женитьба
Римляне различали полноправный брак и неполноправный. Первый возможен был только между римскими гражданами и допускал две формы: жена или переходила во власть мужа и называлась "мать семейства", матрона, или же она по-прежнему о ...

Религиозный упадок и религиозное возрождение в 19 веке
Представляется неправомерным мыслить общество в качестве монолита, процессы в котором устойчивы и однообразны. Общество состоит из индивидов, каждый из которых в каждом из своих поступков неоднозначен, противоречивость мотивов есть послед ...