Сайт о культуре и искусстве

Культ предков

Другое » Представления о духах, предках и месте Китая в окружающем мире в традиционной китайской культуре » Культ предков

Страница 1

В древнем Китае получили распространение различные формы культы, однако особое значение имел культ предков, т.е. обожествление и почитание предка рода по мужской линии. Этот культ оказал решающее влияние на весь характер китайской общественной структуры, на формирование социальных отношений в стране. Корни его уходят в культ мертвых, а сам культ предков был позднее возвеличен конфуцианством. Значением этого культа в истории и культуре Китая настолько велико, что многие специалисты считают его основным видом религии в Китае, а не только отличительной особенностью всей китайской цивилизации.

Еще протокитайцы эпохи неолитических культур Яншао и Луншань верили в загробный мир, где душа умершего пребывает после смерти. Вероятно, уже в первобытную эпоху у далеких предков китайцев сложились зачатки представлений о том, что души умерших, обитающие в ином мире, способны оказывать влияние на судьбы живущих в этом мире. В иньском и раннечжоуском Китае древний культ мертвых получил очень большое развитие и постепенно превратился в детально разработанный и обставленный торжественными ритуалами культ родословных предков. Особенно пышно и торжественно отправлялся этот культ в честь старших родовых предков, родоночальников основной линии определенного родо-племенного коллектива. Именно с почитанием родовых предков был связан и культ верховного божества Шанди в Инь (династии Шань-Инь - 1766 до н. э. — 1122 до н. э) и в начале Чжоу (династия Чжоу - 1122 до н. э. — 247 до н. э.).

Характер культа родовых предков в Инь и в начале Чжоу говорит о том, что этот культ был характерен для знати, родовой аристократии. Чем знатней был человек, тем ближе он стоял к покойному или живущему ещё вану, тем большую роль играло в его жизни и в его служебных обязанностях играло все то, что было связано с культом предков. Всем покойным предкам регулярно приносились жертвы, в их честь совершались торжественные обряды, для участия в которых собиралась многочисленная родня. Центральную роль в торжественном обряде жертвоприношения играл сам покойный предок, а точнее, замещявший его мальчик, обычно старший внук покойного. Считалось, что дух покойника на время жертвоприношений вселялся в его внука.

Сравнительно простой культ предков, доведенный до предельных значений и всеобъемлющих масштабов, предоставил возможность осуществить социальный идеал, провозглашенный Конфуцием. Конфуцианство предало культу предков глубокий смысл и превратило этот культ в первую и наиболее важную обязанность каждого китайцы. Средоточием культа становится принцип “сыновней почтительности” — сяо. Его суть заключена в следующей цитате из второй главы «Лунь-Юя»: «Служить родителям согласно правилам ли, похоронить их, соблюдая установления ли, и приносить им жертвы, придерживаясь установлений ли”.

Главный смысл «правил ли» - полное и абсолютное послушание. Согласно этим правилам, уважать родителей и беспрекословно повиноваться им, всю жизнь заботиться об отце и матери и постоянно угождать им, услуживать, - таковы священные обязанности сына.

Культ предков приобретает всеобъемлющее социальное значение: добродетельный сын — от простолюдина до императора — посвящает свою жизнь служению родителям при их жизни и после смерти. Устойчивость такой вертикали является залогом должного устройства и порядка в государстве, объединяющем отдельные семьи в единую огромную семью. Преданный сын — верный подданный есть основа конструкции. Так конфуцианство преобразовало религиозный культ в социальную доктрину, придав ей универсальное значение и государственный статус.

Почтение к родителям затмило все иные отношения в китайском обществе. Китайское письменное наследие — от мифов, легенд, поэм и драм до династических историй и официальных документов — переполнено назидательными сюжетами, воспевающими сыновнюю почтительность. Некоторые из этих образцов способны эпатировать нашего читателя, но отнюдь не китайца, воспитанного в сыновнем послушании и служении родителям. Так, один бедняк не мог прокормить одновременно и престарелую мать и малолетнего сына. Посоветовавшись с женой — мол, сына они могут иметь другого, а матери другой не будет, — он продал сына. Потом бедняк копал яму и выкопал сосуд с золотом и надписью, гласящей, что Небо награждает его за сыновнюю почтительность. Столь экстремальные ситуации не так уж часты в китайских назидательных сюжетах, но все же очевидно, что сыновняя почтительность есть постоянная доминанта китайской этики и этнопсихологии. Она неизменно проявляет себя в повседневной жизни, начиная с семейного уклада (без окончательного вердикта семейного старейшины в семье ничего не предпринимается) и заканчивая высоким государственным служением (достижения на этом поприще посвящены живым или покойным предкам).

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Мировоззрение
В отличие от других субкультур, таких как готы и панки, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые особенности мировоззрения, которые можно назвать типичными ...

Технология изготовления изделия
подготовку к изготовлению изделия начинают с разработки эскиза. Можно скопировать готовый рисунок и размеры, но предпочтительнее самостоятельная разработка рисунка. Основа под резьбу для данного изделия изготовлена самостоятельно. В разд ...

Знаменитейшие залы дворца
В Версале было очень много различных почётных дворов, среди которых почётное место занимал Мраморный. Сюда выходили королевские покои, поэтому часто под балконом комнаты Людовика XIV разыгрывались театральные представления. На этой «сцене ...