Шумеро-аккадская культура
Ярким примером ассирийской архитектуры служит город Дур-Шаррукин, резиденция царя Саргона II (конец VIII в. до н.э.). Построенный по единому плану, он был окружен мощной крепостной стеной, высота и толщина которой равнялась 23 м. Грандиозный царский дворец включал 210 залов и 30 внутренних дворов. У входа во дворец стояли шеду – высеченные из монолитных каменных глыб фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами. Они достигали 5 м в высоту и имели пятую ногу, создававшую иллюзию шага животного. Ассирийцы верили, что эти изваяния защищают священную особу царя от враждебных сил.
Тематика ассирийского искусства представлена военными, культовыми и охотничьими сценами, восхваляющими могущество ассирийского государства, царя и армии. Для изображений, дошедших до нас, характерен трафаретный тип лица, условный разворот тела и т.п. Канон в скульптуре Ассирии жестко регламентировал изображение правителей – идеальный образ могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям. Таковы статуи Ашшурнасирапала II, Салманасара III и других царей.
Украшая покои царских дворцов, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, и в этом виде искусства они создали собственный стиль. Непревзойденным образцом ассирийской пластики считаются рельефы из дворца царя Ашшурбанапала. «Штурм города», «Осада города», «Охота на льва», «Раненая львица» – композиции, представляющие основные темы ассирийских мастеров. С величайшим мастерством и выразительностью выполнены рельефы со сценами охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. Они динамичны и натуралистичны, особенно это относится к изображениям животных: их облик анатомически правилен, позы точны, а агония умирающих львов передана с редким правдоподобием.
Просвещение. Среди достижений Ассирии необходимо отметить и крупнейшую для своего времени библиотеку, созданную в столице государства Ниневии в VII в. до н.э. царем Ашшурбанапалом. Она содержала более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Но не только в этом состояла уникальность собрания: впервые в истории книги подбирались и расставлялись по тематике, с учетом содержания. Посланцы царя разъезжали по стране, разыскивали в храмах древние таблички и переписывали их для царской библиотеки. Таким образом были собраны весьма разнообразные тексты, а также памятники литературы, в том числе эпос о Гильгамеше.
Говоря о значении Древней Месопотамии, необходимо подчеркнуть, что под сильным культурным и цивилизационным влиянием стран этого региона находилась вся Передняя Азия. Огромную роль сыграли шумерская письменность и вавилонская наука. Религиозные верования Древней Месопотамии оказали большое воздействие на такие религии, как иудаизм, христианство, ислам.
Рекомендуем также:
Искусство периода феодальной раздробленности
русь письменность культура зодчество
Во второй половине XI в. в древнерусском государстве растут силы, разрушающие его территориальное и политическое единство. Распад древнерусского государства явился результатом роста крупного землевлад ...
После Гайдая
ПРАВДА, в 1980 году режиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине «Комедия давно минувших дней». Да не просто возродить, а соединить ее в одном фильме с не менее известной гайдаевской двойкой, Арчилом Гомиашвили ...
Гражданское и административное устройство
Египтяне делились на классы. Наиболее почитаемыми были жрецы, которым была доверена служба в храмах. Богатые и влиятельные, они были освобождены от налогов и содержались на средства храмов. Остальные классы – это знать, облеченная политич ...