Сайт о культуре и искусстве

Шумеро-аккадская культура

Другое » Культура древних обществ Востока » Шумеро-аккадская культура

Страница 2

Письменность. Одним из важнейших достижений шумерской культуры было создание письменности. Острая необходимость в надежном способе хранения и передачи информации появилась вместе с развитием государственных структур, храмового хозяйства и торговых отношений.

Шумерская система письма прошла в своем развитии несколько стадий. На начальном этапе письмо носило изобразительный, пиктографический характер: понятия конкретных объектов, явлений и действий передавались условными рисунками-символами. Например, упрощенное изображение головы человека означало «голова», а две волнистые линии – «вода».

В дальнейшем эта достаточно примитивная система была усовершенствована. Теперь изображения могли передавать смысл абстрактных явлений и действий. Так, шумерский символ, означавший «рот», стал также употребляться для передачи смысла слова «говорить». Символы объединялись в комбинации: например, два стоящих рядом знака «рот» и «пища» означали глагол «есть».

Перелом в развитии письменности наступил тогда, когда пиктографические символы в основном стали передавать звуки, преимущественно те, с которых начиналось слово, ранее соответствовавшее пиктограмме. К середине III тысячелетия до н.э. в шумерской письменности было отражено большинство звуков устной речи.

Вместе с изменением функции письменных символов менялся и их внешний вид. Пиктограммы, наносившиеся на глиняные таблички, преобразовались в стилизованные буквы. Кроме того, со временем письмо получило новое назначение. Большинство ранних шумерских табличек содержали тексты практического характера, например, списки каких-либо продуктов или товаров. С годами возникла потребность в фиксации указов царей, правовых кодексов, произведений литературы. Получила распространение частная переписка. И символы становились все более абстрактными, утрачивая связь с конкретным изображаемым объектом. Наряду со схематизацией знаков сокращалось их число (с 1500 в Шумере до 300 в Нововавилонском царстве). Наконец, возникли условные элементы клинописи. Впрочем, наиболее существенные изменения произошли тогда, когда писцы поменяли заостренную тростниковую палочку на металлическую с клинообразным концом, которую впоследствии заимствовали римляне назвав ее stilus. Преобразованная письменность получила название клинописи, ибо письменные символы напоминали клинья.

Шумерскому письму была уготована долгая жизнь. Его переняли аккадцы, вавилоняне и многие другие народы Ближнего Востока, приспособив к потребностям своих языков. Аккадский язык и клинопись долгое время являлись средством международного общения в данном регионе. Усовершенствованная во II тысячелетии до н.э. финикийцами клинопись составила основу греческого, а через него – многих современных алфавитов.

Литература. Литература Месопотамии подпитывалась многочисленными шумерскими и аккадскими мифами. Один из них – о сотворении мира и человека. Если роль творца в шумерском варианте отводилась богу Энлилю, то в аккадском – богу Мардуку, который спас всех богов, когда богиня-чудовище Тиамат задумала их погубить. Мардук одолел Тиамат и разрубил на две части. Из одной он сделал небесный свод, а из другой – землю. Именно Мардук построил на небесах жилище для богов, разделил год на 12 месяцев, сотворил небесные светила, а землю населил животными и растениями. Убив чудовище Кингу, Мардук из его крови замесил глину и создал человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Постимпрессионизм и новые течения в изобразительном искусстве
Постимпрессионизм, пришедший во второй половине 1880-х годов на смену импрессионизму и сохраняющий по отношению к нему известную преемственность, не был, в сущности говоря, единым течением. [14] “Неоимпрессионизм” рационализировал и форма ...

Христианство как основа мировоззрения
Картина мира - это целостный образ действительности, формирующийся в обществе в рамках определенных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности людей, картина мира обусловливает специфический способ восприя ...

Скульптура Греции эпохи классики
Классический период древнегреческой скульптуры приходится на V — IV вв.до н.э. (ранняя классика или «строгий стиль» - 500/490 - 460/450 гг. до н.э.; высокая — 450 — 430/420 гг. до н. э.; «богатый стиль» — 420 — 400/390 гг. до н. э.; поздн ...