Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура XX века

Другое » Европейская культура XX века

Страница 3

Несмотря на все издержки, наука сохранила передовые позиции в культуре. Ученые XX в. совершили прорыв в исследовании природы и общества, что дает основание назвать прошлое столетие временем научно-технической революции (НТР).

В связи с НТР возник спор о роли техники в культуре. Культ техники сложился в европейском обществе еще вXIX в. вслед за возникновением машинного производства. Совершенствование техники и технологии как орудия господства человека над природой стало целью общественного развития и рассматривалось как способ решения социальных проблем, а где-то – как панацея от всех зол.

В XX в. техника стала играть возрастающую роль в социокультурном процессе, что послужило поводом для ее абсолютизации. Мы живем во все более обустраиваемом мире. Но становится ли в нем обычный человек более духовно развитым, реализует ли он в достаточной мере свою творческую свободу? Очевидно, что научно-технический прогресс, наряду с несомненными достижениями, имеет и отрицательные последствия.

С 1920-х гг. в среде культурной элиты начали формироваться два противоположных взгляда на последствия технологического «взрыва» для духовной жизни общества – техницизм и анти техницизм. Представители техницизма (Дж. Ленски, X. Мак-Люэн) оптимистически оценивали роль НТП, выступали за свободное техническое развитие. Анти техницисты (Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер) утверждали, что техногенная цивилизация ведет к дегуманизации культуры, возвышению безличных структур над индивидуальным Я, множит отчуждение и без духовность. Техника кардинально изменяет среду обитания человека, и в новых условиях формируется технократическое, «модульное» мышление с такими характеристиками, как схематизм, стандартность, формализм, искажение игровых элементов, снижение уровня личностной самостоятельности и творческой активности индивида и рефлексии внутреннего мира человека. В потребительской гонке человек рассматривается как средство, объект манипулирования.

Понятно, что никто не в силах остановить научно-технический прогресс. Без техники невозможно само существование культуры. Однако необходимо опережающее развитие человеческого духа, интеллекта по отношению к технике. Только тогда можно избежать ее вредного воздействия на природу и социум. Проблемы столкновения человека с техногенной средой обусловлены преимущественно деформацией производственных отношений и нарушением равновесия между культурой и цивилизацией. Решение возникших проблем должно быть связано с гуманизацией мировоззрения, идеологии, изменением структуры ценностей и потребностей.

Наметившийся в XX в. духовный и творческий кризис затронул не только высокую культуру (науку, философию, профессиональное искусство), но и традиционную народную культуру. Индустриализация привела к вытеснению ремесел. Урбанизация обусловила стандартизацию поведения и отчасти забвение народных обычаев. Появление слоя специалистов, создающих расхожие, чрезмерно упрощенные образцы художественной культуры, рассчитанные на поточное потребление, оттеснило на периферию самодеятельное народное творчество. Традиционную культуру, фольклор в потребительском обществе в той или иной степени заслонил собой тип «массовидной» культуры, обнаруживающий тенденцию к профанации. Не лучшие времена переживают театр, опера, балет, симфоническое искусство, классические жанры литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем также:

Фонтан «Нептун»
Композиционным центром Верхнего сада является фонтан «Нептун», украшенный трехъярусной скульптурной группой. На высоком пьедестале возвышается статуя бога морей Нептуна. С четырех сторон пьедестала из фонтанирующих масок морских чудовищ б ...

Художественный дар
Говоря о роли искусства в культуре, важно подчеркнуть, что художественный дар присущ не каждому человеку. Миллионы людей имеют музыкальный слух, но только один из них оказывается композитором такой мощи, как Бетховен. Но это понятно тольк ...

Межкультурное исследование детства
Все многообразие в анализе детства в условиях различных культур можно подразделить на две части: подходы, методы изучения детства и объекты исследования (труд, обучение, игры, сенсомоторная активность в раннем детстве). Особое место заним ...