Сайт о культуре и искусстве

Строительство в Смоленске

Другое » Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков » Строительство в Смоленске

Яркое развитие получило новое архитектурное направление в Смоленской земле. Для постройки в конце 80-х – начале 90-х гг. XII в. дворцового храма архангела Михаила смоленский князь, Давид Ростиславич пригласил полоцкого зодчего. Непосредственная зависимость смоленской церкви архангела Михаила от полоцкого храма не вызывает сомнения. Планы данных храмов почти полностью совпадают, хотя в них имеются и некоторые различия. В смоленском храме можно отметить два существенных нововведения, свидетельствующих о разработке новых архитектурных решений. В смоленской церкви двухустyпчатые наружные пилястры усложнены введением тонких полуколонок. За счет этого в фасады здания внесено большое количество дополнительных вертикальных членений, сильнее подчеркивающих высоту и остроту его пропорций. Второе отличие смоленской церкви – исчезновение стенок с порталами, отделяющих притворы от основного помещения. Эти новшества вызваны естественной эволюцией форм, ведущей к созданию вертикально устремленных динамических композиций, и стремлением зодчих разработать единый слитный интерьер, подчиненный композиции экстерьера.

Смоленская церковь архангела Михаила столпообразная, с высоко поднятой центральной частью. С восточной стороны церкви выделяется одна полукруглая апсида, тогда как боковые имеют снаружи прямоугольную форму и меньшую высоту. С трех сторон перед входами расположены притворы, северный и южный снабжены небольшими самостоятельными апсидами. Очень высокий центральный объем храма (высота до вершины купола 33 м) со всех сторон как бы подпирается более низкими, в результате создается ступенчатость. Это впечатление усиливается большим количеством вертикальных членений, проходящих по корпусу здания и создаваемых сложнопрофилированными пилястрами. Фасады завершаются кривой трехлопастного очертания. Высокий барабан имеет в основании декоративные трехлопастные кокошники. Идея столпообразного храма с вертикальной устремленностью выражена в этой церкви очень ярко.

Смоленские церкви схожи с полоцкими храмами, их планы почти полностью совпадают. Но имеются значительные отличия во внешнем оформлении. В смоленской архитектуре применялось большое количество дополнительных вертикальных членений на фасадах, ведущих к созданию вертикально-устремленных композиций.

Рекомендуем также:

Мотивы коллекционирования
В ряде исследований причины возникновения коллекций нередко ограничиваются категориями индивидуальной психологии, которая все объясняет с помощью таких понятий, как «вкусы» или «интересы». Среди мотиваций создания первичных предмузейных с ...

Символизм танца
Танец возник как форма существования и движения символов, которая соединяет в человеке субъективно-личное начало и одновременно отвечает его стремлению к целостности, объединению и единству. На заре человеческой культуры танец составляет ...

Древнее царство
В период Древнего царства Египет вступил в век металла (бронзовый век). Наряду с каменными орудиями труда широко применялись изделия из меди. Религия. Огромную роль в жизни египтян играла религия. Особенностями религиозных верований объя ...