Сайт о культуре и искусстве

Владимиро-Суздальская архитектура

Другое » Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков » Владимиро-Суздальская архитектура

Страница 3

Владимирский летописец не отметил точной своевременной записью начало постройки Дмитриевского собора. Только в некрологе его строителю Всеволода III упомянуто, что создал он на своем дворе «церковь прекрасную» святого мученика Димитрия и дивно украсил иконами и росписью. Относительная дата постройки памятника все-таки определяется с достаточной точностью – между 1194 и 1197 годами. В XVI–XVIII веках собор не раз горел. Наконец, в результате печально знаменитой «реставрации» 1837–1839 годов он лишился своих интереснейших частей – лестничных башен и галерей. Собор принадлежит к распространенному в двенадцатом веке типу сравнительно небольших четырехстолпных одноглавых храмов. Он был дворцовым храмом князя Всеволода, сильнейшего феодального владыки двенадцатого века. По высоте храм делится на три яруса. Нижний – самый высокий – почти лишен убранства, его гладь оживляет лишь глубокое теневое пятно перспективного портала. Средний – над колончатым поясом, несколько ниже, и на нем сосредоточено все декоративное убранство. Строгие пилястры, рассекающие фасады на три широких доли, полны сдержанной силы, их движение не вырывается из рамок фасада, как бы разлагаясь в симметричном боковом движении дуг закомар. Узкие и высокие окна с богато профилированными амбразурами прорезают верхние части стен, как бы для того, чтобы они могли вместить больше резных камней – они и занимают верхнюю половину фасадов над аркатурно-колончатым поясом и украшают барабан главы. Рельефы располагаются ровными горизонтальными «строками», за которыми глаз ясно ощущает количество рядов каменной кладки. Колонки пояса не столько поднимаются вверх, поддерживая аркатуру, сколько свисают вниз, подобно тяжелым плетеным шнурам с массивными подвесками фигурных консолей. Благодаря насыщенности пояса резьбой он уже на небольшом расстоянии представляется широкой горизонтальной лентой, стянувшей тело храма. Первоначально собор был окружен с трех сторон закрытыми галереями, достигавшим колончатого пояса, а западные трети его боковых фасадов прикрывали на всю высоту вводившие на хорыпристройки. Симметрично поставленные лестничные башни выступали по сторонам западного фасада. «Зодчими собора как бы руководило желание возвратить его массам тот спокойный несколько тяжеловесный ритм и мощь, которые столь типичны для храмов Юрия Долгорукого…Однако при всем этом храм отнюдь не приземист и не грузен. В отличие от храмов Юрия, Дмитровский собор подчеркнуто величественен и по-своему строен; но это не утонченная женственная грация церкви покрова на Нерли, а могучая, прекрасная сложенность и мужественная пропорциональность…Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.И. Воронин).

Владимиро-суздальская архитектура опиралась на строительную схему, сложившуюся в Киеве, но отличалась богатой внешней отделкой: обилием резьбы и рельефов. Владимиро-суздальские храмы величественны и торжественны. «Храмы (Владимиро-суздальской области) украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа найдут и время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением» (Н.П. Кондаков).

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Кризис культурного творчества и его преодоление
О ситуации кризиса культурного творчества пишут практические все философы, психологи и культурологи. Все они сходятся на том, что этот кризис ни в коем случае нельзя недооценивать. Современная социальная действительность полна конфликтов. ...

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"
Государственный музей-заповедник "Царское Село" - памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII - начала ХХ века. Целый ряд царствований, начиная с Екатерины I и кончая Николаем II, оставил в Царском Селе свой ...

Правовое регулирование охраны культурного наследия
Отношение к культурному наследию приобретает все более идеологический, общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в п ...