Сайт о культуре и искусстве

Кризис культурного творчества и его преодоление

Другое » Кризис культурного творчества и его преодоление » Кризис культурного творчества и его преодоление

Страница 4

Таким образом, в данной квалификационной работе мы показали, что мировая культура подошла к глубочайшему внутреннему кризису. Как писал Н. Бердяев: «Основная проблема XIX и XX века – проблема отношения творчества (культуры) к жизни (бытию)».

Система культуры в наши дни настоятельно требует разумного вмешательства и паллиативными мерами здесь не обойтись, необходима кардинальная смена культурной парадигмы. Современное состояние культуры не отвечает глобальным задачам, стоящим перед человечеством и поэтому культура должна быть реформирована, а для этого должно быть изменено сознание людей. Современный «человек массы» недалеко ушел от первобытного человека. Он не знает значение самого себя, является заурядным и средним, знаменует собой тиранию пошлости. Создается слой людей, который не успевает окультуриться и не соответствует сложности цивилизации. “Пространство культуры”, представляет собой нерасторжимое целое и отставание одной стороны неизбежно приведёт к отставанию культуры в целом. Падение гуманитарной культуры или какой-либо из сторон этой культуры (например, музыкальной) обязательно, хотя, быть может, и не сразу очевидно, скажется на уровне развития даже математики или физики. Культура живет общими накоплениями, а умирает постепенно, через утрату отдельных своих составляющих, отдельных частей единого организма. Мы должны признать, что человеческий разум – не абсолют, что он только часть ноосферы. Человек обязан стремиться к познанию духовной Первопричины своего Бытия, для выполнения этой задачи никакие средства и никакие усилия не могут считаться чрезмерными. Культура человеческого сообщества должна стать разумно управляемой системой. Главной заботой культуры должна стать свобода сознания.

В частности, воспитание и образование должны быть ориентированы не на загрузку памяти, как происходит сейчас в современных школах, а на раскрепощение сознания и рост его творческого потенциала. Основной вектор стремления человека должен быть направлен к Источнику Жизни и Причине всех причин – Богу (Абсолюту). Нужна воспитывать не веру в Бога, а любовь к Богу, и соответственно к природе и Космосу. Необходима своевременная профилактика культуры как живой системы. Необходима специальная работа с коллективным подсознанием для предотвращения разрушительного действия повышенного себялюбия, удовлетворения своих извращённых потребностей и, как следствие, подсознательной агрессии. Нужна выработка медитативных форм культуры. Когда человек регулярно в медитации или молитве устремляется к Богу, то у него психика совершенно отличается от психики обычного человека. Необходима подготовка к эпохе космического мироощущения как предстоящего в недалёком будущем этапа общей культурной эволюции (выработка её возможных форм, изучение условий её существования). Следует предусмотреть комплекс мер, предупреждающих кризисные явления: ограничение человеческих потребностей, уничтожение потребительского отношения к природе, духовное единение (соборность вместо «коллективизма»), идея всеобщего духовного образования. Новая парадигма культуры предусматривает реализацию следующих принципов: подчиненности культуры задачам сознания, перестройка всего фундамента воспитания и образования для достижения этой цели, целенаправленных системный анализ локальных культур, работа по оздоровлению коллективного подсознания, включение в повседневную массовую практику изменённых состояний сознания (молитв, медитаций).

Практическое освоение этих идей, к сожалению, не может стать реальностью завтрашнего дня. Но в перспективе эта возможность, надеюсь, будет успешно реализована. И тогда люди космического мироощущения духовно будут готовы идти к неведомому будущему с творческим порывом.

Страницы: 1 2 3 4 

Рекомендуем также:

Планировка центра Парижа. Андре Ленотр
Андре Ленотру (André Le Nôtre) (1613-1700) - творцу садово-паркового ансамбля Версаля - принадлежит идея урегулирования планировки центрального района Парижа, примыкающего с запада и востока к дворцам Лувру и Тюильри. Ось Лув ...

Споры о первооткрытии импрессионизма
В пору зрелости импрессионизма (70-е – 1-я пол. 80-х гг.) его представляли Клод Моне, Огюст Ренуар, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, а также примыкавшие к ним Эдуард Мане, Эдгар Дегаи некоторые другие художники, объединившие ...

Праобщина и зачатки врачевания
Начальная форма организации человеческого общества определяется как «первобытное человеческое стадо», или «праобщина». Конечным историческим рубежом праобщины было появление общинного строя – сформировавшегося человеческого общества. Фор ...