Сайт о культуре и искусстве

Проблемы чтения современных детей и подростков

Другое » Методы продвижения чтения в детских библиотеках » Проблемы чтения современных детей и подростков

Страница 2

2. Социокультурные факторы: развитость системы всеобщего среднего образования (в том числе – обучение «читательской грамотности»);

доступность образования; уровень образования и культуры населения (в том числе – наличие грамотных «руководителей детским чтением» – учителей, воспитателей, библиотекарей; наличие традиции чтения в семье);

развитость социокультурной и образовательной среды (в том числе – «книжной» – книжных магазинов, киосков, домашних библиотек, оснащенных обновленными книжными фондами и компьютерной техникой общедоступных, детских и школьных библиотек). 3. Информационно-коммуникационные факторы: развитость и доступность различных систем связи и каналов коммуникации (телевидения, телефонии и др.); доступность и развитость художественной визуальной культуры (видеотехника, кинотеатры); развитость и доступность Интернета.

Состояние чтения детей и подростков зависит от сложного взаимодействия всех этих факторов, причем в различных ситуациях и условиях проживания какой-либо из них оказывает наиболее сильное влияние. Так, в столице и крупных городах на детское чтение особенно сильно влияет фактор развитости социокультурной среды (других возможностей проведения досуга), а также степень развития визуальной – «электронной культуры». Для малых городов и сел особенно значимы факторы развитости книжной среды и существования образованных и грамотных «руководителей детского чтения» (прежде всего, учителей и библиотекарей).

Произошло ухудшение состояния книжной среды во многих регионах России (в том числе в результате снижения комплектования детских, школьных, сельских общедоступных библиотек – организаций, традиционно поддерживающих детское чтение). Недостаточная обеспеченность многих семей привела к тому, что книги и журналы стали слишком дороги и непосильны для семейного бюджета. Следствием разрушения системы продажи и распространения книг стало закрытие книжных магазинов во многих городах и селах.

Очевидна также деформация репертуара книгоиздания, что привело к резкому сужению репертуара актуальных книг для подростков (в том числе почти не издаются новые отечественные авторы, выходит крайне малое количество переводных изданий лучшей детской и подростковой литературы). На репертуаре и качестве детской литературы сказалось также и отсутствие государственной поддержки писателей, издателей, критиков детской и подростковой книжной культуры. Какие же книги хотят читать подростки? В ходе исследования респонденты назвали: приключения 43,7%), о природе (41,5%), фантастика и фэнтези (39,7%), юмор и «веселые» книги (37,7% и 27,4%), ужастики (35%), книги о путешествиях (34,7%), романы о любви (32,1%, читают девочки), книги о спорте (31,2%, читают мальчики), комиксы (30,6%), а также книги о компьютерах, детские детективы, книги о сверстниках, сказки. Кроме того, подростки читают литературу о профессиях, технике, истории, войне, космосе и мн. др. Но поэзию и русскую классику предпочитает лишь один человек из десяти (преимущественно девочки).

Диспропорции в издании литературы для детей и юношества привели к тому, что в литературный процесс мало попадают современные отечественные писатели, в связи с чем репертуар чтения художественной литературы подростков и юношества пока что обновляется за счет западной литературы – таких жанров, как триллеры (ужасы), детские детективы и фэнтези. Актуальная художественная литература для подростков и юношества, где бы говорилось о современных проблемах, замещается, таким образом, частично – журналами, частично – детективами и любовными романами для взрослых, частично – фэнтези. [1]

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Философия культуры раннего славянофильства
Взгляды на культуру представителей классической немецкой философии и немецкого романтизма оказали большое влияние на русскую общественную мысль первой половины XIX в. В 1823 г. в России возникло Общество любомудрия. После восстания декабр ...

Свингующий лондон. Психоделисты
В 1964 году, всего на втором году официального существования, «моды» разделяются на два враждующих между собой лагеря - «Тяжелых Модов» (именно тех, кто слушал песни Бакстера и принимал, в основном, участие в столкновениях в приморских го ...

Строительство пирамиды Хеопса
Считается, что около 4000 архитекторов, художников, каменотёсов и прочих ремесленников выполняли подготовительные работы около 10 лет и только после этого приступили к строительству пирамиды. Согласно Геродоту, 100 000 рабочих, которые см ...