Сайт о культуре и искусстве

Издательско-книготорговая библиография сегодня

Другое » Библиотеки и книжный бизнес: направление взаимодействия » Издательско-книготорговая библиография сегодня

Страница 2

Любая деятельность подразумевает последовательное выполнение задач, нацеленных на конечный результат. Можно выделить процессы создания, закрепления библиографической информации и ее доведения до потребителя. Процесс создания библиографической информации в книжной торговле осуществляется в определенной последовательности: свертывание документальной информации и перевод ее на библиографический уровень, переработка информации издательских и книготорговых библиографических пособий. Если раньше в книжной торговле процесс переработки издательских библиографических материалов был основным, так как главным источником заказа служили аннотированные тематические планы выпуска издательств, то в настоящее время книготорговцы из-за отсутствия подобных планов создают библиографические описания на основе непосредственного ознакомления с поступающими изданиями. Иными словами, книготорговцы самостоятельно формируют библиографическую базу данных книжного магазина, являющуюся исходным массивом для создания и подготовки различных библиографических и рекламных материалов (библиографических карточек, обзоров, рекламных объявлений и т.п.).

Отметим необходимость дифференцированного подхода к информационному обеспечению книжного рынка.

Сегодня безусловно необходима поддержка выпуска и распространения социально приоритетных разделов книжного ассортимента. Столь же важна – с экономической и организационной точек зрения – информационная составляющая. Не секрет, что издания массовой литературы развлекательного характера имеют куда большую рекламно-информационную поддержку, чем серьезная и по-настоящему полезная книга, которую даже заинтересованный в подобных изданиях читатель или покупатель порой просто теряет из виду.

Именно оперативное и разнообразное справочно-информационное обеспечение книгоиздания может и должно способствовать повышению популярности социально значимой книги, а также улучшению ее издательско-полиграфического исполнения.

В таком обеспечении можно выделить две взаимосвязанные области: нормативную и информационно-библиографическую.

В рыночных условиях развития российского книжного дела значение стандартизации ничуть не снизилось по сравнению с периодом планового регулирования.

От соблюдения требований стандартов зависит четкость и эффективность неадминистративного управления издательской деятельностью, защита интересов потребителей, оперативность и качество редакционно-издательских процессов, своевременность, точность и полнота информирования об изданиях, сопоставимость характеристик российской издательской продукции с международными критериями. Сейчас участники российского книжного рынка не могут пренебрегать международными стандартами или учитывать их через 20 лет после внедрения во всем цивилизованном мире (так произошло, например, с ISBN и штрих-кодами). В условиях интеграции различных отраслей науки и техники все большее значение приобретает и межотраслевая стандартизация. Именно поэтому в СССР в 1978 г. Была создана общегосударственная Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД), которая в своей деятельности опирается на разработки ИСО – Международной организации по стандартизации.

Система действует не только в России, но и в других странах СНГ: ни одно из них не заявило об отказе от СИБИД.

Объектами государственной стандартизации СИБИД являются научно-технические термины и определения; представление документальных источников информации; информационно-библиотечная технология; организационные аспекты деятельности органов научно-технической информации и библиотек; редакционно-издательские процессы.

Необходимо сказать о взаимосвязи и взаимодействии обоих видов библиографии – издательской и книготорговой – и зыбкой границе между ними, отделяющей издательский репертуар от книготоргового ассортимента. Хотя ассортимент формируется в издательском репертуаре изданий, ни хронологически, ни содержательно эти понятия не совпадают. Также нельзя считать ассортимент частью репертуара, поскольку в ассортимент включают издания не только текущего года выпуска, но и предыдущих лет. Можно сказать, что репертуар и ассортимент отражают различные массивы книжных изданий – пересекающиеся, но все же находящиеся в различных сферах книжного дела [8, c. 12].

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Символы в христианском искусстве
В первые годы возникновения христианства христиане переняли и переработали языческую символику: времена года стали обозначать воскресение мертвых, корабль – процветание и затем Церковь. Павлин, голубка, пальма и сад напоминают о рае. Одн ...

Анализ произведения искусства, в основе которого лежит миф
миф легенда герой "Эпос о Гильгамеше" представляет интерес для читателя нашего времени не только как высшее достижение художественно-философской мысли одной из первых цивилизаций мира, но и как древнейшая из известных нам крупн ...

Галицкая архитектурная школа. Влияние романской культуры
Совершенно самостоятельной группой памятников зодчества являются постройки Галицкой земли. Развитие зодчества происходило здесь очень своеобразно, отличаясь от того как это было в киевской, новгородской или полоцкой архитектурных школах. ...