Сайт о культуре и искусстве

Символика печи в белорусской народной хате

Другое » Символика печи в белорусской народной хате

Страница 3

Традиционное жилище белорусов – срубная изба из сосновых, реже еловых бревен – хата. Раньше она состояла из трех помещений: собственно хаты (жилой комнаты), сеней и кладовой. В хате находилась печь, от нее по диагонали – красный угол, который считался самым почетным. Там стоял стол, висели иконы, вдоль стен укреплялись неподвижные лавки. Белорусская хата сохранилась до наших дней, хотя ее планировка стала более разнообразной. Теперь этническое своеобразие жилища проявляется в использовании традиционных строительных материалов, как в сельском, так и в городском интерьере. Его украшают всевозможные изделия местных мастеров – деревянные, часто с резьбой и росписью, керамические, рогожи и циновки, плетенные из соломки и лозы. Славится белорусская вышивка, которой орнаментируют как предметы быта, так и одежду.

Вся история развития архитектуры характеризуется решением проблемы эффективного использования огня и в то же время защиты от него. Особенно актуально это было для Беларуси, где долгое время дерево являлось преобладающим материалом для основных конструкций строений, а солома и камыш – для кровель. Так, местные органы управления (магистрат, сельская община и т.д.) обычно определяли режим использования территорий и типологическую направленность застройки. Например, в Любче (Новогрудский рн) в 1647 г. магистратом было решено вынести из города гумна, которые пожароопасны тем, что в них хранились огромные запасы соломы. Одновременно определялось место для строительства бань и броваров (сооружений с печами для производства спиртных напитков) – «за рекой», то есть на заливных лугах, свободных от застройки. А один из горожан Друи (Браславский рн) в 1724 г. был наказан по решению магистрата задержанием «в ратуше до захода солнца» за нарушение запрета строить бровар «около стен других зданий». Он не имел права построить там, где это сделал, сооружение, опасное в пожарном отношении, особенно в условиях плотной городской застройки.

Одной из мер защиты в условиях плотной застройки деревень являлись высокие деревья, а также деревья сада, которые должны были мешать распространению огня в случае пожара. В городах, где также господствовали деревянные строения, использовали брандмауэрные стенки, позволявшие хоть както, хотя бы с одной стороны отгородиться от соседей. Только лишь где-то в конце огородов гончар мог устроить свой горн, в котором обжигали керамические изделия. Кузница также ставилась в стороне от застройки или за околицей деревни. Поближе к реке или озеру строили баньку, и делали это, прежде всего, чтобы удалить ее от построек двора. Как противопожарная мера воспринимается пропаганда замены деревянных строительных материалов на кирпич и глину.

Печь – неотъемлемый элемент любого жилого дома Беларуси. На протяжении столетий интерьер народного жилья достаточно устойчиво сохранял традиционные черты. Его организация была предельно простой и отвечала бытовым потребностям. Дверной проем – низкий, что помогало сохранить тепло и, когда открывали дверь, защищало от холода детишек, игравших на полу. Порог обычно делали высоким, что также способствовало сохранению тепла. Но еще больше этому содействовала печь, стоявшая в углу около двери и занимавшая почти пятую часть площади хаты (рис. 1, 2). Напротив нее – хозяйственный угол, где готовили еду, хранили посуду, так называемый «бабий кут». А по диагонали от печи находился «красный угол» («покуць») – наиболее почетное, сакральное место в хате. Между печью и торцовой стеной размещался помост из досок («пол»), на котором спали. Над ним делали еще один помост («палаці»), где спали старики и дети. Одним концом они опирались на печь, другим – на специальную жердь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем также:

Иконопись
Древнерусское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно так же, как и современное ему искусство Западной и ' Восточной Европы, оставалось преимущественно церковным, культовым, преломляло впечатления жизни через призм ...

Буддизм – первая мировая религия, мировоззренческая основа художественной культуры народов Азии
Буддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в I тыс. до н.э. в Индии. Закрепился в сознании многих регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Согласно преданию, основателем буддизма был знатный член племе ...

«Русские сезоны» С.Дягилева – как один из этапов в реформе русского балетного театра
С 1909 талантливый предприниматель С.П. Дягилев начал проводить в Париже балетные «Русские сезоны», которые имели огромное общественное значение и подняли национальный престиж России. Вынеся «перед лицом мира лучшее, что есть русского» (А ...