История меценатства
1902 год стал по истине знаковым для Российской благотворительности: Савва Морозов жертвует 300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественного театра (так тогда назывался МХАТ), а его двоюродный брат Викула – 400 тысяч рублей на строительство детской больницы, которая с тех пор носит название «Морозовская».
Именно в этом году было сделано уникальное, самое крупное в мире пожертвование. Речь идет о 20-ти миллионном наследстве купца Г.Г. Солодовникова. Согласно воле жертвователя, большая часть этой огромной по тем временам суммы была потрачена на устройство в Тверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях земских женских училищ, мужских и женских профессиональных школ, а также создание родильного приюта на 50 человек. Оставшиеся деньги пошли на постройку в Москве домов с дешевыми квартирами для малоимущих.
В 1905г. участники худ. объединения «Мир искусства» устроили в Таврическом дворце грандиозную выставку русского портрета. Дягилев (организатор «мир искусников») и его товарищи собирали для нее экспонаты. В результате на выставке было представлено более 2000 портретов XVIII – XIXвв.: история России в лицах. В следующем году «мир искусники» решили устроить выставку в Париже. В начале XXв. За рубежом о русском искусстве почти ничего не знали. И вот в залах дворца «Гран-Пале» было показано более 700 произведений русской живописи – от древних икон до современных картин. После Парижа выставку показали еще в Берлине и Венеции.
Парижская выставка побудила «мирискуссников» к более смелым попыткам познакомить Европу с русским искусством. На этот раз был выбран балет. После репетиций, изготовления костюмов и декораций в парижском театре «Шатле» открылся первый сезон «Русских балетов». Были показаны «Павильон Армиды» с декорациями А.Н. Бенуа; «Половецкий стан» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина с декорациями Н.К.Рериха; балет-дивертисмент «Пир» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, П.И.Чайковского, А.К. Глазунова, М.П. Мусоргского с декорациями К.А. Коровина и еще многое другое. С.П. Дягилев открыл публике композитора Игоря Федоровича Стравинского.
«Мир искусства» было одним из самых заметных художественных объединений России.
Благотворительность в Советской России – раскол между государством и обществом.
Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности.
Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы. Их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства.
В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Так, в 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».
Рекомендуем также:
Советская культура 1929-1956 гг
С конца 20-х гг. в жизни советского общества наметились радикальные перемены. Был отброшен рыночный вариант экономического развития страны, что объяснялось усилением власти коммунистической партии, поставившей задачу мобилизовать все ресу ...
Скинхэдс
В 1964 году, «Моды», особенно выходцы из низших слоев общества, инстинктивно почувствовали, с началом времен «Свингующего Лондона», настоящую угрозу своему существованию как обособленной субкультуры. В то время как «модовский стиль» копир ...
Театр Диониса в Афинах
Древнейшим из известных театральных зданий является театр Диониса в Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя в последующие эпохи несколько раз перестраивавшийся. Его раскопки были завершены в 1895 ...