Сайт о культуре и искусстве

История меценатства

Другое » Меценаты России и Самарской области » История меценатства

Страница 2

1902 год стал по истине знаковым для Российской благотворительности: Савва Морозов жертвует 300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественного театра (так тогда назывался МХАТ), а его двоюродный брат Викула – 400 тысяч рублей на строительство детской больницы, которая с тех пор носит название «Морозовская».

Именно в этом году было сделано уникальное, самое крупное в мире пожертвование. Речь идет о 20-ти миллионном наследстве купца Г.Г. Солодовникова. Согласно воле жертвователя, большая часть этой огромной по тем временам суммы была потрачена на устройство в Тверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях земских женских училищ, мужских и женских профессиональных школ, а также создание родильного приюта на 50 человек. Оставшиеся деньги пошли на постройку в Москве домов с дешевыми квартирами для малоимущих.

В 1905г. участники худ. объединения «Мир искусства» устроили в Таврическом дворце грандиозную выставку русского портрета. Дягилев (организатор «мир искусников») и его товарищи собирали для нее экспонаты. В результате на выставке было представлено более 2000 портретов XVIII – XIXвв.: история России в лицах. В следующем году «мир искусники» решили устроить выставку в Париже. В начале XXв. За рубежом о русском искусстве почти ничего не знали. И вот в залах дворца «Гран-Пале» было показано более 700 произведений русской живописи – от древних икон до современных картин. После Парижа выставку показали еще в Берлине и Венеции.

Парижская выставка побудила «мирискуссников» к более смелым попыткам познакомить Европу с русским искусством. На этот раз был выбран балет. После репетиций, изготовления костюмов и декораций в парижском театре «Шатле» открылся первый сезон «Русских балетов». Были показаны «Павильон Армиды» с декорациями А.Н. Бенуа; «Половецкий стан» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина с декорациями Н.К.Рериха; балет-дивертисмент «Пир» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, П.И.Чайковского, А.К. Глазунова, М.П. Мусоргского с декорациями К.А. Коровина и еще многое другое. С.П. Дягилев открыл публике композитора Игоря Федоровича Стравинского.

«Мир искусства» было одним из самых заметных художественных объединений России.

Благотворительность в Советской России – раскол между государством и обществом.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности.

Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы. Их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства.

В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Так, в 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Отношение М.А. Врубеля к созданию церковных росписей
Другим общим местом в работах о Врубеле являются рассказы о его разгульной жизни в киевский период. Но это не так. Уже отмечалось, что Врубель в это время очень много работает, к тому же у него никогда нет денег. Сам он пишет, что старает ...

Голландское искусство ХVIII века
Голландия в государственном, экономическом и художественном отношениях жила в XVIII веке за счет того благосостояния, которое в XVII веке, путем упорной работы, она извлекла из родной почвы и породившего ее моря. О голландской архитектуре ...

Взаимосвязь игры и искусства
Внешним признаком глубокопсихологической связи игры и искусства является то, что во многих языках исполнение на музыкальных инструментах зовется игрою. Игра лежит вне благоразумия практической жизни, вне сферы необходимости или пользы, т ...