Сайт о культуре и искусстве

Особенности эпохи Возрождения

Другое » Особенности эпохи Возрождения в системе культурных, эстетических и духовных ценностей » Особенности эпохи Возрождения

Страница 1

Вся новая история ведет свое летоисчисление с той великой эпохи, которую немцы называют Реформацией, французы- Ренессансом, а итальянцы- Ринассименто, в нашей литературе ее принято называть Возрождением.

Термин «возрождение» появился в XVI веке, его ввел Джорджо Вазари- живописец, архитектор и первый историограф итальянского искусства. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой эпоха средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической древности. Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни [7,10].

Тем не менее, искусство Возрождения многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое, переплетаясь в нерасторжимой связи, образовали качественно новый сплав [2, 4].

Становление эпохи Возрождения, знаменовало собой начало многочисленных экономических, политических и социальных преобразований:

ü появление новых, буржуазных производственных отношений, пришедших на смену изжившим себя феодальным отношениям;

ü развитие товарно- денежных отношений;

ü переход от ремесла к мануфактуре;

ü рост городов и появление богатых горожан (буржуа), которые умели зарабатывать деньги собственной инициативой, а не грабительскими войнами, и которые были заинтересованы в развитии науки и техники;

ü зарождение мирового рынка, первоначальное накопление капитала, рост материального богатства;

ü великие географические открытия (Колумб открыл Америку, Васко да Гамма- морской путь из Европы в Индию, Магеллан совершил первое кругосветное путешествие) привели к началу эпохи колонизации [4, 69].

Рамки старого были раздвинуты, в городах возникла интеллигенция- особая группа людей, занимающихся умственным трудом. Наука, бывшая в средние века только «служанкой богословия», освободилась от бесплодного теоретизирования, основой ее становится опыт. Ученые стали наблюдать за движениями планет уже не для того, чтобы составлять гороскопы и предсказывать судьбу, а чтобы познать строение Вселенной, изучением химических веществ стали заниматься ради познания их реальных свойств, а не в поисках таинственного «философского камня», способного обращать любые металлы в золото.

Это был величайший прогрессивный переворот. Эпоха нуждалась в титанах по силе мысли, страсти, характеру, по многосторонности и учености, которых она и породила. Тогда не было ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на 4- 5 языках, не блистал бы в нескольких областях творчества.

В новых условиях начала возрождаться вера в человека («Воля божья» уходит на второй план), отсюда оптимизм, присущий культуре Возрождения, ее жизнерадостный, жизнеутверждающий характер. Духовная диктатура церкви была сломлена, германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм.

Но вместе с великими мастерами эпоха дала своих мучеников для костров и темниц инквизиций (во время Возрождения наблюдался настоящий разгул инквизиции). И характерно, что протестанты перещеголяли католиков в преследовании свободного изучения природы [7,11].

Внимание деятелей новой культуры привлек прежде всего человек и его дела. Поэтому их называли гуманистами (от лат. humanus — «человечный»). Гуманизм- течение общественной мысли, которое зародилось в XIV веке в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI веков распространилось в других европейских странах. Во Флоренции. А чуть позже- в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Сам термин «гуманизм» произошел от названия того круга наук, которым занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы: studia humanitatis. Это те науки, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противоположность studia divina- всему, изучающему божественное, то есть теологии. Но это не значит, что гуманисты чуждались теологии- напротив, они были знатоками Писания, патристики. Среди гуманистов чаще всего были политические деятели, адвокаты, правоведы, ораторы, публицисты, чья деятельность лежала в русле гражданского гуманизма.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Архитектура
На протяжении втор. пол. XIII-XIV в. увеличилось число городов и замков-крепостей. Если в домонгольскую эпоху на территории княжеств, где формировалась украинская народность, известно 87 городов, то уже в конце XIV в.- 143. Вместе с росто ...

Отражение аккадской мифологии в литературных текстах
Проблема разграничения шумерских и аккадских литературных памятников существует и по сей день. За ней стоят вопросы соотношения шумерской и аккадской литератур, степень зависимости последней от первой, в конечном счете – проблема происхож ...

Сад деревьев
В чувствах японцев, любящих зелень деревьев, может быть, присутствует некая тоска по жизни среди лесов, бывших самой первой средой их обитания. Поражаясь жизненной энергии растительности, отзываясь душой на круговорот её возрождений, япон ...