Сайт о культуре и искусстве

Особенности эпохи Возрождения

Другое » Особенности эпохи Возрождения в системе культурных, эстетических и духовных ценностей » Особенности эпохи Возрождения

Страница 1

Вся новая история ведет свое летоисчисление с той великой эпохи, которую немцы называют Реформацией, французы- Ренессансом, а итальянцы- Ринассименто, в нашей литературе ее принято называть Возрождением.

Термин «возрождение» появился в XVI веке, его ввел Джорджо Вазари- живописец, архитектор и первый историограф итальянского искусства. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой эпоха средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической древности. Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни [7,10].

Тем не менее, искусство Возрождения многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое, переплетаясь в нерасторжимой связи, образовали качественно новый сплав [2, 4].

Становление эпохи Возрождения, знаменовало собой начало многочисленных экономических, политических и социальных преобразований:

ü появление новых, буржуазных производственных отношений, пришедших на смену изжившим себя феодальным отношениям;

ü развитие товарно- денежных отношений;

ü переход от ремесла к мануфактуре;

ü рост городов и появление богатых горожан (буржуа), которые умели зарабатывать деньги собственной инициативой, а не грабительскими войнами, и которые были заинтересованы в развитии науки и техники;

ü зарождение мирового рынка, первоначальное накопление капитала, рост материального богатства;

ü великие географические открытия (Колумб открыл Америку, Васко да Гамма- морской путь из Европы в Индию, Магеллан совершил первое кругосветное путешествие) привели к началу эпохи колонизации [4, 69].

Рамки старого были раздвинуты, в городах возникла интеллигенция- особая группа людей, занимающихся умственным трудом. Наука, бывшая в средние века только «служанкой богословия», освободилась от бесплодного теоретизирования, основой ее становится опыт. Ученые стали наблюдать за движениями планет уже не для того, чтобы составлять гороскопы и предсказывать судьбу, а чтобы познать строение Вселенной, изучением химических веществ стали заниматься ради познания их реальных свойств, а не в поисках таинственного «философского камня», способного обращать любые металлы в золото.

Это был величайший прогрессивный переворот. Эпоха нуждалась в титанах по силе мысли, страсти, характеру, по многосторонности и учености, которых она и породила. Тогда не было ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на 4- 5 языках, не блистал бы в нескольких областях творчества.

В новых условиях начала возрождаться вера в человека («Воля божья» уходит на второй план), отсюда оптимизм, присущий культуре Возрождения, ее жизнерадостный, жизнеутверждающий характер. Духовная диктатура церкви была сломлена, германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм.

Но вместе с великими мастерами эпоха дала своих мучеников для костров и темниц инквизиций (во время Возрождения наблюдался настоящий разгул инквизиции). И характерно, что протестанты перещеголяли католиков в преследовании свободного изучения природы [7,11].

Внимание деятелей новой культуры привлек прежде всего человек и его дела. Поэтому их называли гуманистами (от лат. humanus — «человечный»). Гуманизм- течение общественной мысли, которое зародилось в XIV веке в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI веков распространилось в других европейских странах. Во Флоренции. А чуть позже- в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Сам термин «гуманизм» произошел от названия того круга наук, которым занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы: studia humanitatis. Это те науки, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противоположность studia divina- всему, изучающему божественное, то есть теологии. Но это не значит, что гуманисты чуждались теологии- напротив, они были знатоками Писания, патристики. Среди гуманистов чаще всего были политические деятели, адвокаты, правоведы, ораторы, публицисты, чья деятельность лежала в русле гражданского гуманизма.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Постимпрессионизм и новые течения в изобразительном искусстве
Постимпрессионизм, пришедший во второй половине 1880-х годов на смену импрессионизму и сохраняющий по отношению к нему известную преемственность, не был, в сущности говоря, единым течением. [14] “Неоимпрессионизм” рационализировал и форма ...

Происхождение и история рун
Истоки рунического Искусства - как и зарождение самих рунических символов - корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать сегодня, что формирование первого германского рунического строя - Футарка - датируется первыми веками н.э. Де ...

Аллегория звука
Лица Дамы и ее служанки — души и ее сознания — умиротворены. В них отражается мир духа, как заметили некоторые комментаторы. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Снова прическа Дамы напоминает язык пламени, а все животные освобождены ...