Сайт о культуре и искусстве

Классицизм

Другое » Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма » Классицизм

Страница 2

Первым профессором живописи в Виленской школе был назначенный на эту должность в 1798 г. Франтишек Смуглевич (1745-1807). Родился в Варшаве в семье художника Луи Смуглевича. Первым учителем будущего художника был отец. В 1763 г. Отец посылает его в Рим, в Академию святого Луки. Здесь на протяжении шести лет Смуглевич был учеником Рафаэля Менгса. Уже на втором году обучения он получил первую академическую премию, победив в конкурсе по рисунку учившегося вместе с ним впоследствии известного французского художника Жака Луи Давида. После окончания академии остается в Риме, украшает фресками знаменитые термы Тита, делает много гравюр и больших исторических композиции на темы из древнеримской мифологии и истории. Эти работы принесли Смуглевичу широкую известность. В 1784 возвращается в Варшаву, расписывает костел базилианов. Верный традициям классицизма, Смуглевич большинство своих произведений мифологическим сюжетам. Однако в его творчестве можно встретить и мотивы народной жизни («Крестьяне за столом», «Сцена из крестьянской жизни» и др.), а также сюжеты, связанные с борьбой польского народа за свое национальное и социальное освобождение («Присяга Костюшко на Краковском рынке», «Апофеоз восстания Костюшко» др.).

Я. Рустэм (1762 – 1835 гг.) родился в Константинополе, а художественное образование получил в Варшаве у Я. Норблина и М. Бачерели. Затем некоторое время работал в германии, а с 1798 по 1832 г. – в Виленском университете. Его работы – это в основном портреты, которые он выполнял в большом количестве преимущественно по заказам местного дворянства. Писал художник и портреты своих родственников, знакомых, друзей, автопортреты. Практически на всем протяжении творчества художник придерживался классицизма, который часто выступал в его работах в романтических окрасках.

Большинство произведений Рустэма – погрудные или по пояс изображения, для которых характерна камерность решений (портреты Зана, Солтана, Вейсенгофа, Саундерса, «Портрет жены» и др.)

Значительный след в истории белорусского и польского искусства оставил Юзеф Пешка (1767 – 1831 гг.). Это был не только портретист, но и автор исторических и аллегорических композиций, пейзажей, зарисовок видов городов и местечек. Родился в Кракове, там получил образование у местного живописца Д. Эстрейхера. Учился у Смуглевича в Варшаве. Вместе с ним принял участие в оформлении Михайловского дворца российского императора Павла I. Некоторое время преподавал в Виленском и Кравковском университетах.

Среди исторических и аллегорических композиций, созданных художником, выделяются картины «Болелслав Кривогубый нападает на помор», «Смерти Болеслава Кривогубого», «Муза», «Победа Яна Собеского под Веной», «Христос перед Пилатом», «Название Кракова вольным городом». Работам художника свойственны классистические решения: грамотно построенные, уравновешенные композиции, сдержанный колорит, точность пластичных моделировок. Также известен как портретист. Среди работ портреты А. Любомирского, К. Сапеги, Г. Калатная, А. Чарторийского, И. Закржевского и др.

Не менее важно в истории белорусской живописи является фигура Яна Дамеля (1780 – 1840). Родился в Митаве в семье военного. Учился живописи в Виленском университете, куда был записан в 1799. В 1809 г. Получил степень магистра изящных искусств, работал в Вильно. С 1816 основался в Минске. Работал почти во всех жанрах. Писал пейзажи: «Водяная мельница», «Деревья над водой».

Значительную часть творчества Дамеля составляли религиозные композиции: «Святая Дева с младенцем Иисусом», «Снятие с креста», «Христос и саморитянин», «Жертва Авраама» и др. Они отличались натуральностью, жизненной правдивостью, теплотой человеческих чувств. Большое место в творчестве Дамеля занимал исторический жанр. Им выполнено 57 исторических композиций. Его волновало прошлое белорусской земли, о чем свидетельствуют картины «Гибель князя Понятовского», «Гибель предводителя крестоносцев Ульриха в Грюнвальдской сече», «Смерть Глинского» и др. В отличие от многих деятелей культуры того времени он не идеализировал Наполеона, не видел в его образе спасителя, а реально трактовал эту историческую личность и события, связанные с ним, о чем можно судить по акварели «Отступление французов через Вильно» и эскизе к незаконченной картине «Переход наполеона через Березину».

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Рейверы
"Рейв" (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в "Словаре современного сленга" Т. Торна как "дикая вечеринка (a wild part ...

Государственный Русский музей
Адрес: Инженерная ул., 4 Часы работы: 10:00-17:00 Выходной день: вторник Государственный Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства, насчитывающее около 400 000 экспонатов. В музее представлены произ ...

Внутрикадровое движение и движение камеры
Итак, мы определились, что для Тарковского ритм - это внутреннее ощущение режиссёром течения времени. Нечто не осязаемое, заложенное в ощущениях и подсознании. Но так, же Тарковский говорил и о внешнем проявлении ритма. "Значит, это ...