Сайт о культуре и искусстве

Возрождение храма

Другое » Вознесенский кафедральный собор » Возрождение храма

Страница 1

Начиная с этого момента, здание переходит из рук в руки, одни хозяева сменяются другими: оно стало одним из самых достопримечательных мест, находящихся в центре города на перекрестке многих пешеходных путей. Каких организаций здесь только ни было: Центральный музей Казахстана, музей истории архитектуры города Алматы, Дирекция художественных выставок и Общество охраны памятников, Концертно-выставочный зал. Но ни одна из них так и не была по-настоящему хозяином здания.

С «перестройкой» в 90-х, когда в России начался процесс передачи храмов-памятников в пользование церкви, Алматинская епархия тоже начала работу в этом направлении.

На уровне правительства стал подниматься вопрос о реставрации здания собора с восстановлением его первоначального вида и функций. В 1994 году было решено, что здание должно функционировать как действующий собор-музей и государством были выделены бюджетные средства на начальный этап работ для подготовки центрального зала и алтаря к проведению богослужений. А уже через год, 8 апреля 1995г., решением Президента Республики Нурсултана Абишевича Назарбаева, собор был официально передан в бессрочное и безвозмездное пользование Алматинской и Семипалатинской епархии.

С 1995 по 1998 годв был выполнен огромный объем работ по демонтнажу галереи второго яруса, старой системы пожаротушения, заменены прогнившие венцы в основании здания колокольни. К 1999 году построен временный иконостас по проекту Т.Н.Турекулова, который помимо того является главным архитектором проекта по реставрации собора.

Более 100 лет прошло с тех пор, как был построен Свято-Вознесенский кафедральный собор – главный православный храм митрополии, и редкая по своей красоте достопримечательность Алматы. Восстановление первоначальной планировки Вознесенского кафедрального собора начало проводиться одновременно с богослужениями. К его освящению Святейшим патриархом Всея Руси Алексием II, намеченному летом 1995г., были восстановлены алтарь, ризница, притвор, проведены мероприятия по водоотводу, обеспечению пожарной безопасности, восстановлению нормальной вентиляции и организации эвакуационных путей.

Сегодня полностью восстановлено функционирование собора в соответствии с канонами церкви.

Прекрасные архитектурные формы, стилистические особенности, удивительные для своего времени конструкции и богатое прошлое делают Свято-Вознесенский собор уникальным по значению памятником архитектуры ХIX-начала ХХ века далеко за пределами Республики Казахстан.

« .И все-таки представить себе Алма-Ату без построек Зенкова невозможно. При всей его любви к архитектурным побрякушкам, резному дереву и гофрированному железу было у него какое-то честное и четкое единство детали, что-то такое, что роднило его здание с рождественской елкой, разукрашенной снизу доверху. Тут тебе и звезда, тут тебе и петухи, тут еще и другие бессмысленно красивые завитушки и кренделя. И есть, есть в его зданиях что-то действительно нарядное, по-настоящему ликующее и веселое. Он хотел радовать и удивлять людей, и, конечно, ему это удавалось. Я уверен, что люди, проходя мимо его здания, поднимали головы и улыбались: до чего же это все-таки забористо! Выкиньте Зенкова с его чудесными теремами и башнями из города Верного - и сегодняшняя Алма-Ата станет уже чуточку иной. И даже не чуточку иной, а совсем иной, потому что она лишится своего главного украшения и естественного центра – поразительного зенковского собора. А представить Алма-Ату без этого полуфантастического здания попросту невозможно .»

Юрий Домбровский. Хранитель древностей

Три эпохи истории государства отразились и на судьбе собора, историю которого также можно условно разделить на три периода. Первый период – дореволюционный, годы рождения и благоукрашения этого величественного Храма города Верного. Второй этап начался после октябрьского переворота, страшный трагичный период, изменивший историю страны, поломавший миллионы человеческих судеб. В этот период стены собора видели и служения обновленцев, пережили и закрытие в 1929 году. Только чудом Божьим можно назвать тот факт, что собор выжил, хоть и в другом статусе, в страшные тридцатые годы, хотя среди советских партийных руководителей находились и те, которые с пеной у рта доказывали прямо-таки «политическую необходимость» уничтожения этого «поповского клоповника невежества и мракобесия». Третий период связан со становлением суверенитета нашего государства, и кульминацией его можно назвать 1995 год, когда 8 апреля решением Президента страны Н.А. Назарбаева собор был официально передан в бессрочное и безвозмездное пользование Алматинской и Семипалатинской епархии.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Скульптура в Древней Греции. Предпосылки ее развития
Среди всего изобразительного искусства древних цивилизаций искусство Древней Греции, в частности, ее скульптура, занимает совершенно особое место. Нигде более скульптура не поднималась на такую высоту – нигде более так не ценился человек, ...

Театрализация как основной метод проведения праздников на современном этапе
Рассматривая театрализацию как один из наиболее эффективных каналов реализации и творческого развития социально-художественной активности масс, необходимо иметь в виду две важнейшие методологические позиции. Во-первых, являясь компоненто ...

Особенность культуры средневековья
Сам образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой рыцаря в латах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которого объединяли образ жизни, этические ценности, личностные идеалы. Рыцарская кул ...