Сайт о культуре и искусстве

Фотомонтаж в изобразительном искусстве: взгляд изнутри

Другое » Аллегория в изобразительном искусстве » Фотомонтаж в изобразительном искусстве: взгляд изнутри

Страница 3

Так что же это такое?

Так что же такое фотомонтаж? Фотомонтаж — это не составная часть искусства фотографии, несмотря на то, что она в нём обязательно присутствует, а совершенно самостоятельный вид искусства, органично сочетающий совместный труд фотографа и художника. Хороший фотомонтаж — это своего рода маленькое изобретение, связанное с умением видеть в предметах нечто новое, такое, чего не видят другие, но по мнению художника, обязательно должны увидеть. Считалось, что обязательная черта хорошего агитационного фотомонтажа — лаконизм. Если в работе много деталей её нужно долго рассматривать, и за редким исключением, восприятие его оказывается затруднительным. Но лаконичную работу сделать куда труднее. Каждая фотография в процессе монтажа становится частью создаваемого образа. Практически всегда при работе над фотомонтажом требуется ретушь составляющих новый образ фотографий и дорисовки. Сила готовой работы в её убедительной условности, тогда как сила фотографии — в документальном реализме. Фотомонтаж оперирует такими категориями, как фантастика, смещение во времени и пространстве, обратная перспектива, метафоричность и гипербола. В интересных работах для усиления темы практически всегда присутствует графика, если последняя не нарушает единство образа. Опыты русских фотохудожников, многие эксперименты которых удивительным образом предвосхитили возможности компьютерной графики, выглядят сегодня парадоксально современными. На сайте http://новости-сегодня.москва новости сегодня Москва.

Новый вид искусства

Таким образом в начале 20-го столетия вместе с развитием фототехники появляется новый вид искусства — фотомонтаж. Художник при создании своих работ использует фотографии в качестве составных частей для нового произведения.

Несколько позже конструктивистов происходило становление Виктора Корецкого. Он готовился стать живописцем, но годы учёбы совпали с расцветом творчества А. Родченко, Г. Клуциса, Л. Лисицкого, братьев В. и Г. Стенбергов, Н. Прусакова. Плакаты художников-конструктивистов увлекли молодого человека, а окончательное решение заняться агитационным искусством созрело после знакомства с фотопамфлетами того же Джона Хартфилда. Внимание молодого художника привлекла фотография. Он считал её искусством современным, понятным массам, выражающим новую эстетику кино, фотохроники, плакатов. Ему нравились фотомонтажные работы Г. Клуциса, но он искал собственный творческий метод. И нашел его в фотоплакате, став ведущим мастером этого жанра. В отличие от фотомонтажа фотоплакату свойственна целостная композиция, основанная на "постановочном" снимке. Приступая к созданию новой работы, в поисках нужной мизансцены, характерного типажа, выразительной детали художник действует подобно режиссёру. Первый фотоплакат на тему солидарности трудящихся стран мира был сделан Корецким в содружестве с В. Грицевич и Б. Кноблоком в 1931 году, успехом пользовались его работы конца 30-х. С полной силой талант мастера раскрылся в годы Отечественной войны. За четыре года войны В. Корецкий сделал более сорока плакатов. Вклад художника в дело победы в 1946 году был отмечен Государственной премией. Послевоенное творчество в 1949 году было отмечено второй Государственной премией, а годом раньше он получил восемь наград на Международной выставке плаката в Вене. Австрийская пресса особо отметила "покоряющий, горячий, полнокровный реализм" работ мастера.

Но непревзойдённым мастером в жанре фотомонтажа долгое время оставался Александр Житомирский, проработавший много лет газетным художником, карикатуристом и главным художником известных журналов, оформлявший только журнал "Советский Союз" более тридцати лет. В годы войны Житомирский создал множество листовок с фотомонтажами, служивших важным средством пропаганды среди немецких солдат. Вот как сам Александр Арнольдович вспоминал о своей работе в годы войны. "Уже месяц свирепствовала на нашей земле война. Нам сотрудникам журнала "Иллюстрированная газета",было дано задание — срочно сделать макет нового журнала. В нашем распоряжении были даже не часы, а минуты. Через сорок минут макет был готов. Так в июле 1941 года родился "Фронт-иллюстрирте" — журнал для немецких солдат. На одном моём фотомонтаже начальник Главного политического управления Красной Армии написал: Печатать отдельной листовкой. Тираж — один миллион". Так родились иллюстрированные листовки, которые служили немецким солдатам пропуском в плен. Его работы, многие из которых созданы более 60 лет назад, и сегодня могут служить достойным примером исполнительского мастерства. В своих воспоминаниях Александр Арнольдович своим "заочным учителем" называет Джона Хартфилда, но их первая встреча и личное знакомство произошло в Москве в 1957 году, а совместная выставка состоялась в декабре 1961 года, в Берлине в год семидесятилетия со дня рождения немецкого мастера. Но лично для меня, большая заслуга Житомирского заключается ещё и в том, что он в авторском альбоме, изданном в 1983 году издательством "Плакат", впервые подробно, на конкретных примерах, рассказал о приёмах и методах своей работы, раскрывая её секреты. Конечно, с позиций сегодняшнего дня, человек владеющий базовыми знаниями графического редактора Photoshop. взглянув на эти фотомонтажи снисходительно может улыбнуться, но в очередной раз придётся напомнить, что ещё 20 лет назад, да что там двадцать — меньше, в "докомпьютерную" эпоху, многие технологические тонкости вставали непреодолимой преградой при создании относительно несложных работ. Даже чёрно-белых, я уже не говорю о цветных о которых разговор пойдёт дальше. Практически до всего приходилось доходить своим умом, учась на собственных ошибках. Учиться было негде и не у кого, а без подробного объяснения автора было просто непонятно, как такое вообще может быть? Как, например, у хищной птицы выросла человеческая голова? Где автор, в конце концов, берёт исходный материал для своих работ? Это были явно не живописные работы, но и сделать такую фотографию, традиционным способом, тоже было невозможно. Они выглядели очень убедительно за счёт реалистичности, и в то же время такого не могло быть в реальной жизни. Именно поэтому они приковывали к себе внимание зрителя. Возникал эффект "реальной нереальности". При этом масштабы используемых предметов, в подавляющем большинстве работ, соответствовали реальной анатомии человека, а все составляющие единое целое фотографии были освещены одним источником света или мастерски отретушированы аэрографом.

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем также:

Надгробие Филиппа По. XV в
Черты ренессансного мировоззрения с каждым годом все отчетливее проявлялись во всех жанрах французской скульптуры - в портретных бюстах, надгробиях, статуях. В этом легко убедиться, взглянув на произведения Мишеля Коломба (1430/31-1512), ...

Хараппская культура
Более четырех тысяч лет назад в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как древний Египет и Месопотамия, а в ряде отношений превосходившая их. Раскопки в долине Инда у ...

Аллегория в искусствах
Существует преграда на пути понимания сущности аллегории. Она таиться в самой истории этого термина. Он возник на излете великой культуры Эллады. Аристотель и слыхом не слыхивал об аллегории, которую ввели позднее, в александрийскую эпоху ...