Компьютерное искусство - тернистый путь нового жанра
К.И & чистая фотография
Под чистой фотографией привычно понимать изображение, полученное полностью ручным способом: от проявки пленки до печати фотографий, однако здесь и далее будем подразумевать любое фотоизоборажение, которое не подверглось каким-либо изменениям в компьютерных программах.
Касательного первого аспекта важно различить степень цифровой обработки фотоизображения и определить чего больше: «фотографии» или компьютерной обработки. Если доминантой остается фотография, а компьютер лишь средство для доработки каких-либо технических несовершенств, то мы имеем дело с чистой фотографией, если же компьютерные манипуляции преобладают над изначальным фотообразом, то это уже компьютерное искусство.
Можно выделить 3 уровня компьютерной обработки:
1. Легкая ретушь, корректировка цвета, яркости и контраста в Adobe Photoshop.
2. Изменение колорита изображения, тонирование отдельных частей, наложение фактур.
3. Преобразование форм, размеров, пропорций изображаемых объектов, клонирование (удвоение, утроение), всевозможные коллажи, дорисовывание деталей и др.
Первый уровень обработки фотографии является обязательным минимумом профессионального фотографа, поэтому подкорректированное изображение К.И. еще не является. В этом случае Photoshop заменяет то, что раньше фотографы делали вручную, и на что уходило много времени. Та же ретушь, к примеру, существует практически с первых дней появления светописи, но теперь на нее уходит гораздо меньше сил. А в 19 веке для получения идеального изображения в фотоателье работали специальные ретушеры-художники, кропотливый труд которых зачастую оценивался даже выше, чем работа самого фотографа.
Пожалуй, новый жанр начинается со 2-ой и «расцветает» на 3-ей степени цифровой обработки.
К.И & Дизайн
"По другую сторону реальности" Определить грань между компьютерным искусством и дизайном не так просто как кажется. Дело в том, что здесь граница различия пролегает в области идей, целей и задач. Дизайн от искусства отличается только прикладным своим аспектом. Искусство САМОЦЕННО и САМОДОСТАТОЧНО, и возникает как следствие творческих исканий автора, его самовыражения. Дизайн - это средства искусства, примененные для сугубо конкретной, утилитарной задачи (пр. реклама), изначально не призванной выразить, допустим, мироощущение художника. Т.е. средства те же, но цель принципиально иная (подчиненная). В компьютерном искусстве фотограф, посредством манипуляций с фотографическим материалом, как художник, дорисовывает реальность и, тем самым, достигает реализации своей идеи. Фотографические образы трактуются как кирпичики для создания своей модели мира.
Отличным наглядным примером того, как компьютерное искусство помогает передать свое видение и мировосприятие, является творчество Елены Черненко и Алексея Павлюца Своим пластическим повествованием Елена отсылает зрительское воображение в мифическое прошлое, где нет границ между реальностью и ирреальностью; миром богов, людей и растений. Как и в древних мифах, ее фотографии-истории рассказывают о существах, с которыми постоянно происходят какие-то перевоплощения. Так на фотографии «по другую сторону реальности», зритель наблюдает процесс превращения спящей девушки и рядом стоящего будильника в…. растения - и то, и другое пустило корни…
Серия «Из жизни ангелов» Алексей Павлюць, посредством компьютерного искусства поднимает тему, которая будоражит воображение художников и поэтов уже не одно столетие, и которая обыграна в искусстве в самых разнообразных вариациях. Он затронул нечто весьма существенное для человека, живущего в современном мире. Бестелесные, полупрозрачные видения, возникающие в жесткой урбанистической среде, крылатые скульптурные изваяния незримо взаимодействуют в некой мистической цикличности жизни, где одно легко перетекает в другое, и сиюминутное становится вечным. В подчеркнутой интуитивности и бережном, неисчерпывающем эротизме этого цикла есть что-то энтомологическое: так бабочки попадают в сети, шурша своими ангельскими крыльями.
Можно предположить, что компьютерное искусство возникло из-за нетерпения фотографов, не могущих найти в реальности желаемые взаимосвязи разнопространственых предметов. И предтечей этого нового жанра можно считать фотомонтаж (особая популярность в 20-ые г.г. ХХвека), где авторы посредством склейки различных фотографий (либо отдельных фрагментов), получали новое, желаемое изображение. Снимок «чистой» фотографии показывает зрителю предметы, которые находятся в определенных взаимоотношениях между собой и их окружающей средой. Фотограф композиционно выстраивает свой кадр, то есть создает в нем пространство, созвучное его авторским представлениям о мире, однако пространство это имеет свой прообраз в действительности. С помощью же компьютерных программ фотохудожник в буквальном смысле творит изображаемое пространство. В «чистой» фотографии оно образовано предметами и их соотношениями, увиденными фотографом в реальном мире. Компьютерное искусство же возникает не из реальности, а из фотографий, и его пространство - в том виде, в каком оно предстает перед зрителем, - не существует в действительном мире. Оно существует в фантазии самого фотографа.
Рекомендуем также:
Бельгийское ваяние XVIII века
Бельгийская скульптура этого века находилась все еще в руках опытных, искусных, воспитанных долгой традицией мастеров. Способные, хотя и не окрыленные вдохновением бельгийские скульпторы этого времени по-прежнему находили выгодный заработ ...
Потребитель и книга
Современному потребителю всё сложнее и сложнее лавировать в море противоречивой информации. Получив упрощенный доступ ко многим информационным источникам, он десакрализировал знание и невольно понизил его значимость.
Современный покупате ...
Фонтаны "Шутихи"
Шутихи «Елочки» это три металлических деревца, которые с первого взгляда можно принять за настоящие. Ствол прочеканен под кору, сучья выполнены из латуни, хвоя из жести, и каждая елочка окрашена в естественные цвета. Подойдите поближе - и ...