Сайт о культуре и искусстве

Технологии изготовления

Другое » Готический витраж. Обзор художественного наследия » Технологии изготовления

Страница 1

В дальнейшем, будет рассмотрен технологический процесс создания витража.

Нет точных сведений о том, где и когда впервые был создан витраж. Еще в Древнем Риме, в записях датированных Vв. Встречаются упоминания о цветных стеклах на окнах. В древности, стекла укреплялись деревянными рамками или же скреплялись шпатлевкой или штукатуркой. Отмечается, что каждый элемент был независим, поэтому формы витражей были ограничены.

Рагин В.Ч. в своей книге «Искусство витража от истоков к современности» подробно описывается процесс создания Готического витража. Так же, в этой же книге идет ссылка на то, что процесс не изменился со времен Средневековья. В дальнейшем она дает пояснение своего утверждения, а именно, что в следующие века было сделано множество открытий, но они лишь дополняли основы заложенные в то время[9;С.32].

Как известно, основными компонентами стекла являются:кремний, щелочь и щелочная почва. Кремний обычно в форме песка, способствует созданию стекловидной массы, но так как у него высокая температура плавления, в качестве преобразующего начала выступает щелочь: в химическом процессе, щелочь разбивает структуру кремния, делая его податливым для создания нужных форм. Щелочная почва используется для закрепления, обычно в форме извести.

Изначально стеклу придавали вручную, но с появлением в I в. Н.э. стеклодувной трубки, процесс стал удобнее. С ее использованием придать форму стеклу можно двумя способами-«цилиндрическим» и «методом короны». Стеклодув держал расплавленную массу на конце полой металлической трубки. Образующийся стеклянный пузырь поддерживался деревянной подставкой, на которой он перекатывался.(Рис. 20)

Окиси металлов художники используют для окрашивания стекольной массы. Две основные щелочи , используемые при изготовлении отдельных кусков стекла,- сода и поташ. Сегодня известно, что сода закрепляет лучше, но в Средние века активно использовался поташ(углекислый калий).Рагин В.Ч. объясняет, что мастера того времени понимали, что можно изготовлять стекло разных цветов, используя песок и поташ; последний добывался из золы сожженных буковых деревьев, она уже содержала в себе достаточно оксидов металлов железа и магния, используемых для окраски. Для окраски стекла так же применялись и специальные красители: кобальт для синего, и медь для красного цвета. Иногда красители смешивали в качестве щелочи с окислителями, затем в форму выливалось стекло, сода скрепляла массу и вступала в химическую реакцию с красителями.

Красители были перманентными, однако магний, один из компонентов, под влиянием солнечных лучей их менял цвет. Можно увидеть, что красный никогда не применялся на кусках стекла притыкаемых к свинцовым смычкам. Опыт Средневековья помог мастерам XIX в. не допустить изменения цвета при реставрации древних витражей.

В XII-XIII веках, был популярен «цвет сырого мяса», когда чередовались слои белого и красного стекла.

Считается, что не все мастерские были в состоянии содержать собственные стеклодувные печи, поэтому заказчик вначале оплачивал работу стеклодувов, а те уже отправляли материал художнику.

После описания технологического процесса следует отметить, что огромную роль в витраже играет рисунок. Он позволял художникам создавать объемный образ, насыщенный светоцветовыми переходами. В витражном рисунке у краски имеется 2 функции: контролировать падающий свет и расстановка акцента.

Стиль письма на стекле менялся стечением времени и изначально краску наносили тонким слоем. Настоящим открытием в эпоху средневековья стало использование серебряной краски, которое пришло от восточных мастеров, которые использовали ее еще в VII в, при изготовлении арабских сосудов, высоко ценившихся как предметы экспорта. Серебряная краска, является незаменимой, для росписи прозрачного стекла.

Концепция витражей собора создавалась по двум принципам: они должны были пропускать максимальное количество света и делать помещение светлым, а образы должны были отражать исторические события города, святых покровителей и могущество христианской религии. Вошедшее в моду сочетание гризайлей и цветного стекла как нельзя лучше подходило для этого.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Режиссура и театр
Аллегория всегда играла заметную роль в режиссуре массовых празднеств всех времен и народов. Значение аллегории для режиссуры реального действия прежде всего в том, что она всегда, впрочем как символ и метафора, предполагает двухплановост ...

Растоманы
О субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками м ...

Классицизм
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Ис ...